Начальная страница.

Молитва о спасении Державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений

Книги по соответствующей тематике

Что почитать-полистать

Всем, кто любит песню. Народную, имеется в виду

Специально для любителей популярного жанра

Фольклорные ансамбли - преемники традиций

Как связаться с профильными организациями

Авторские публикации

Народный русский именослов

Казачьему роду - нет переводу

Люди, о которых надо сказать особо

Наиболее часто задаваемые вопросы

 
 

     



Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова

Кафедра музыкальной этнографии и древнерусского певческого искусства

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова

Санкт-Петербург, 1998

uc.gif (4361 bytes)


    История создания Музыкально-этнографического отделения восходит к концу 20-х годов, когда усилиями Б.В.Асафьева в Ленинградской консерватории был открыт научный факультет, задачей которого старта подготовка специалистов в области музыкознания. Разрабатывая учебные планы и программы подготовки кадров, Б.В.Асафьев предлагал проект, в котором подготовка молодых ученых и преподавателей в области музыкознания должна была осуществляться по четырем специальностям, в том числе по музыкальной этнографии.

    Замысел ученого осуществился лишь через 60 лет. К этому времени в Ленинградской консерватории был накоплен богатый лекционный опыт чтения курса по музыкальному фольклору (многолетняя лекционная деятельность профессора Ф.А.Рубцова), а также обширный фонд экспедиционных записей, созданный в результате фольклорных экспедиций в районы Севера и Северо-Запада России. Коллективом фольклористов Ленинградской консерватории под руководством А.М.Мехнецова была разработана программа подготовки специалистов в области музыкальной фольклористики и этнографии. Решением Государственного комитета СССР по народному образованию от 13.05.1988 № 37 КИ в рамках специальности 0510.00 "Музыковедение" были утверждены специализация 0510.01 "Музыкальная фольклористика". Программа и Учебный план подготовки специалистов в области музыкальной фольклористики (для консерваторий, музыкально-педагогических институтов, институтов искусств).*

    В соответствии с Приказом МК РСФСР от 13.05.1988 № 373 П  "О подготовке кадров по специальности "музыкальная фольклористика", на основании решения Ученого совета и приказа Ректора С.-Петербургской консерватории в 1989 году было открыто Музыкально-этнографическое отделение Санкт-Петербургской консерватории, на котором осуществляется программа и учебный план профессиональной подготовки фольклористов.

    Программа и Учебный план Музыкально-этнографического отделения опубликованы, см.: Мехнецов А.М, Валевская Е.А. Музыкально-этнографическое отделение консерватории: программа подготовки фольклористов // Сохранение и возрождение фольклорных, традиций / Отв. ред. А.Банин. М.. 1990 г.

квалификациями: музыковед-фольклорист, преподаватель музыкального фольклора, руководитель фольклорного ансамбля.

    Первый выпуск отделения состоялся в 1995 году. В настоящий момент выпускники отделения успешно работают в качестве преподавателей, научных сотрудников, членов творческих коллективов - в Санкт-Петербургской и Московской консерваториях. Фольклорно-этнографическом центре (Санкт-Петербург), Русском фольклорном центре г. Казани, в Областном Доме фольклора г. Екатеринбурга, Средней Специальной Экспериментальной Школе Русской культуры г.Сургута, являются аспирантами и соискателями в Петербургской и Московской консерваториях. Европейском Университете. Дипломные работы выпускников отмечены грантами, отечественными и зарубежными стипендиями (СПГУ, Уайтинг, Сорос).

    В 1992 году в СПб консерватории сформирована Кафедра музыкальной этнографии и древнерусского певческого искусства (заведующая Кафедрой - профессор А,Н.Кручинина).

    В педагогической работе на Музыкально-этнографическом отделении, помимо профессорско-преподавательского состава Консерватории (доктора наук - И.С.Федосеев, З.М.Гусейнова, кандидаты наук - А.М.Мехнецов, Кручинина А.Н., Лобкова Г.В., Теплова И.Б., Г.Г.Белов и др.), принимают участие сотрудники Фольклорно-этнографического центра, ведущие специалисты петербургских вузов и научных институтов (Петербургского Университета, Пушкинского Дома, Российского Института Истории Искусств, Российского этнографического музея. Университета Педагогического Мастерства и др.). Среди них: доктора наук -В.Е.Гусев, В.В.Колесов, Т.Г.Иванова, В.К.Зиборов, кандидаты наук - А.Ф.Некрылова, М.А.Тарасова, Н.А.Саолина, С.В.Жарникова, А.А.Шенников, Решетникова Н.Н., Захарченко М.В.. Неоценимую роль в научном обеспечении работы отделения сыграл выдающийся ученый нашего времени, член-корреспондент РАН Б.Н.Путилов.

    За годы работы отделения созданы лекционные курсы- теория музыкального фольклора, история фольклористики, теоретические проблемы современной фольклористики, поэтика фольклора, методика экспедиционной работы, история и этнография восточных славян, народные исполнительские традиции, народные музыкальные инструменты и др.; разработан курс по классу фольклорного ансамбля, сочетающий в себе аналитический, исследовательский подход к явления м народной музыкальной культуры с выработкой исполнительских качеств; осуществляется прямая связь учебного процесса с научной, художественно-творческой деятельностью по планам Фольклорно-этнографического центра. Студенты отделения принимают участие в широкомасшабной экспедиционной деятельности Фольклорно-этнографического центра, в научном описании и анализе собранных материалов, в подготовке их к публикации, участвуют в научных конференциях, а также в концертной жизни Фольклорного ансамбля консерватории.

    Кроме того, на базе образовательных программ Музыкально-этнографического отделения разработаны и внедрены в практику специализированные программы стажировки и переподготовки кадров.

    В настоящей публикации представлен усовершенствованный проект действующей программы Музыкально-этнографического отделения Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, созданный авторским коллективом под руководством А.М.Мехнецова.

    Авторы основных тематических разработок:

    Теория музыкального фольклора - В.Н.Путилов, В.Е.Гусев, A.I.Iaoiaoia, Т.Г.Иванова, Г.В.Лобкова, Валевская Е.А.
    История фольклористики - Б.Н.Путилов, В.Е.Гусев, Т.Г.Иванова, А.М.Мехнецов, A.O.Iae?ueiaa, И.Б.Теплова.
    Класс фольклорного ансамбля - A.I.Iaoiaoia, A.A.Eiaeiaa.
    Этнография восточных славян - А.Ф.Некрылова, О.В.Лысенко, A.A.Oaiieeia.
    Этнопедагогика - М.В.Захарченко.
    История и теория русской духовной музыки - А.Н.Кручинина, З.М.Гусейнова. A.A.Eiaeiaa.
    Народная хореография - A.I.Iaoiaoia. Хрестоматия по русскому музыкальному фольклору Е.А.Валевская.
    Диалектология - М.А.Тарасова.
    Фольклор и русская музыкальная культура - Е.А.Валевская.
    Расшифровка и анализ народной песни- А.М.Мехнецов. Г.В.Лобкова, И.Б.Теплова, Е.А.Валевская.
    Методика преподавания специальных дисциплин И.Б.Теплова.
    Методика работы с фольклорным ансамблем - A.A.Eiaeiaa.
    Методика экспедиционной работы - A.I.Iaoiaoia.
    Музыкально-этнографическая практика (фольклорная экспедиция) - А.М.Мехнецов.

    Предлагаемая разработка включает основное содержание специальных учебных курсов, апробированных на Музыкально-этнографическом отделении СПб консерватории. Проект усовершенствованной Программы и Учебного плана одобрены Кафедрой музыкальной этнографии и древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова.

ОБОСНОВАНИЕ

введения специальности высшего профессионального образования "музыкальная фольклористика"

    Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этических основ национального характера. Освоение наследия народной традиционной культуры, важнейшей составной частью которой является фольклор, служит творческому развитию личности, укреплению естественных связей между поколениями, консолидации общества.

    В сложившихся условиях к фольклорным традициям неправомерно прививается отношение как 'к реликтовой форме культуры. Искусственное отчуждение фольклора прослеживается на всех этапах становления духовного мира современного человека - в семье, в дошкольных и учебных заведениях, в организованных формах художественной деятельности.

    Выход из создавшегося критического положения, следствием которого оказывается преобладание развлекательных форм современной массовой культуры, утверждение идеалов потребительского общества, возможен лишь на основе коренного изменения структуры эстетического воспитания, гуманитарного образования, форм использования и пропаганды фольклора, системы подготовки кадров в художественных вузах и средних учебных заведениях.

Ведущими элементами концепции культурного преобразования должны стать:

  1. Основополагающая роль воспитания в предоставлении личности реальных возможностей осуществления права на свободный выбор направления развития творческих способностей.
  2. Обеспечение права свободного доступа каждого к культурному наследию народа.
  3. Поддержка естественных форм воссоздания традиций народной культуры на основе развития общественно-значимых функций фольклора.

Осуществление этой программы предполагает последовательную работу в следующих важнейших направлениях:

  • Интенсивное, многомерное экспедиционное обследование местных фольклорных традиций с применением новейших совершенных технических средств и научных методов.
  • Реконструкция и разработка имеющихся уникальных коллекций фольклорных записей. Создание централизованных фольклорно-этнографических фондов (региональный, областной, районный; местные фонды в крупных центрах культуры). Организация свободного доступа к фондом.
  • Широкое издание фольклорно-этнографических материалов по многоцелевой программе (научные, учебно-методические, популярные публикации, репертуарные сборники, грампластинки, видеофильмы, компьютерные программы и др.).
  • Создание специальных, постоянно действующих музыкально-этнографических программ на радио и телевидении (в перспективе - организация специальных радио и телеканалов).
  • Организация государственных профессиональных научно-творческих фольклорно-этнографических коллективов, региональных и местных центров народной традиционной культуры.
  • Использование принципов и форм традиционной народной культуры в проведении современных гражданских ритуалов, праздников, коллективного досуга и т.д.; принципиальное изменение структуры клубной работы в целом. Необходимо преодолеть демонстрационную (концертно-показную) направленность работы художественных коллективов (в первую очередь - детских коллективов); основное содержание их работы должно быть организовано с ориентацией на сферу общения.
  • Введение в художественно-воспитательную практику дошкольных учреждений и общеобразовательных школ фольклорных материалов на основе специально разработанных программ учебной и внеклассной работы. Считать обязательным овладение на каждом возрастном этапе установленным минимумом представлений, знаний и навыков в сфере фольклора.
  • Создание сети специальных школ, средних учебных заведений, курсов по изучению традиционного народного творчества как в системе профессиональной ориентации, так и в целях просветительства.
  • Введение специальных учебных программ по фольклору в гуманитарных вузах и средних учебных заведениях.
  • Подготовка кадров специалисто в по фольклору широкого профиля. Введение специальной программы переподготовки кадров в системе факультетов повышения квалификации.
  • Укомплектование в ближайшей перспективе областных и районных органов культуры, отделов средств массовой информации специалистами, имеющими необходимую подготовку в области фольклора.

    Сложившаяся в настоящее время система подготовки кадров не способна обеспечить решение специальных задач, которые возникают сегодня на всех уровнях фольклористической деятельности.

    В силу особой природы, своеобразия содержания, языка и законов исторической жизни явлений фольклора подготовка специалистов высшей квалификации в области музыкальной фольклористики требует самостоятельной программы обучения, охватывающей широкий круг научных дисциплин, специальных аспектов и методов.

    Главный содержательный элемент Программы - комплекс общепрофессиональных и специальных дисциплин - определяется сущностью фольклора и законами народной традиционной культуры в целом, а также, в большой степени, особенностями структуры, языка и функций музыкального фольклора.

    Вместе с тем, учебные программы, разработанные на Музыкально-этнографическом отделении СПб Консерватории, развивают традиции российского музыкального образования, которые были основаны на сочетании исследовательского подхода к музыкальному искусству с широкой общегуманитарной, университетского плана, подготовкой и с разнообразной общественно-значимой творческой и практической деятельностью. Именно на сочетании этих позиций в значительной степени строится образовательная программа по специальности "Музыкальная фольклористика".

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ "МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА"

1.1.Специальность утверждена.

1.2. Нормативная длительность обучения по данной специальности при очной форме обучения - 5 лет на базе среднего специального музыкального образования. Квалификационная академическая степень "Дипломированный специалист" (фольклорист-этномузыколог, преподаватель музыкального фольклора, лектор, руководитель фольклорного ансамбля).

1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности дипломированного специалиста по специальности "Музыкальная фольклористика".

    Деятельность дипломированного специалиста по специальности "Музыкальная фольклористика" направлена на сохранение и возрождение традиций народной музыкальной культуры: экспедиционные исследования, сбор, систематизация и хранение уникальных фондов фольклорно-этнографических материалов; научные исследования в области музыкального фольклора; подготовка и издание фольклорно-этнографических материалов, записанных в экспедициях; педагогическая работа в различных образовательных учреждениях; просветительская деятельность в концертных организациях, в средствах массовой информации; организационно-методическая деятельность в органах управления систем образования и культуры; организация и руководство фольклорными ансамблями, создание концертных программ; организация праздников, фестивалей.

1.4. Специалист должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская (в том числе - собирательская деятельность в области народной традиционной музыкальной культуры),
  • публикаторская (публикация фольклорных материалов),
  • педагогическая,
  • редакторская,
  • просветительская (в том числе - в средствах массовой информации),
  • художественно-творческая,
  • исполнительская,
  • организационно-управленческая,
  • методическая,
  • информационно-библиографическая,
  • деятельность по обеспечению хранения уникальных фондов фольклорно - этнографических материалов.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛИЦ, ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА"

2.1. Общие требования к образованности дипломированного специалиста.

Дипломированный специалист отвечает следующим требованиям:

  • обладает основательными познаниями в области гуманитарных наук, отечественной истории, философии, эстетики,
  • умеет использовать эти знания в профессиональной и социальной деятельности;
  • разбирается в вопросах права и экономики, умеет применять эти знания в повседневной практике;
  • владеет культурой мышления, знает законы логического и художественного мышления, обладает высокой культурой устной и письменной речи;
  • владеет иностранным языком;
  • понимает сущность и социальную значимость своей профессии, ее проблематику, конкретные задачи;
  • владеет профессиональной методологией и методикой, методами прогнозирования научных результатов;
  • обладает необходимым комплексом навыков, позволяющих вести разностороннюю деятельность (собирательскую, научно-исследовательскую, педагогическую, исполнительскую, просветительскую);
  • владеет современными информационными технологиями;
  • знаком с методами организационной деятельности, обладает высокой культурой общения.

2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин.

2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин соответствуют разработанным установочным документам (Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки по направлению 521800 "Искусство").

2.2.2. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин.

Дипломированный специалист должен знать:

  • исторический путь развития мирового профессионального искусства, основные закономерности и факты истории музыки, литературы, театра, изобразительных искусств;
  • эстетические закономерности музыкального искусства, его видов и форм художественно-творческой деятельности;
  • научные методы познания произведений искусства, фактов народной традиционной культуры;
  • особенности развития отечественного и зарубежного музыкального искусства;
  • философско-эстетические и историко-этнографические основы традиций народной культуры;
  • социальную роль национального и общемирового культурного наследия в современном обществе;
  • значение формирования отношения к культурному наследию как феномену, обладающему исключительной и непреходящей ценностью в процессе становления личности, в развитии ее духовного потенциала;
  • исторический путь и содержание важнейших этапов развития фольклористической науки;
  • опыт использования фольклорно-этнографических материалов в профессиональном искусстве, в концертной практике, в бытовой городской среде;
  • специфику процессов музыкального восприятия;
  • направления, формы и методы педагогического воздействия на формирование творческой личности.

Дипломированный специалист должен владеть навыками:

  • экспедиционной записи, расшифровки, систематизации. историке - и структурно-типологического, функционального и семантического анализа конкретных явлений фольклора и произведений искусства, а также художественного процесса в целом;
  • прогнозирования культурных процессов на основе социо-культурологического анализа;
  • научной и творческой деятельности в области музыкальной фольклористики;
  • управления в организационных структурах научной и художественной деятельности;
  • ориентации в специальной литературе по профилю подготовки и смежным областям науки и искусства;
  • информационной культуры, иметь необходимую документоведческую и библиографическую подготовку; • пользования компьютерными системами информации.

2.2.3. Требования по циклу специальных дисциплин.

Дипломированный специалист в области научно-исследовательской деятельности

  • имеет глубокие знания в области основной niaoeaeuiinoe (n учетом смежных научных дисциплин);
  • свободно владеет современными методами анализа, обработки и хранения информации;
  • способен вести самостоятельную научную работу и продолжать образование в аспирантуре;
  • владеет навыками собирательской работы; профессионально, целенаправленно осуществляет выявление, отбор и запись фольклорных текстов в полевых условиях;
  • умеет самостоятельно разрабатывать маршруты и осуществлять научную подготовку фольклорных экспедиций
  • понимает специфику различных методик экспедиционной работы;
  • владеет методами анализа и документации собранных материалов;
  • владеет навыками подготовки музыкально-этнографических материалов к различным видам публикаций;
  • знает основные принципы каталогизации экспедиционных материалов;
  • имеет организационно-технические навыки работы.

В области педагогической деятельности

  • владеет знаниями в области психологии и педагогики
  • имеет практику педагогической работы с различными возрастными группами и аудиториями;
  • умеет применять принципы традиционной педагогики в практической работе;
  • имеет навыки методической работы - умеет самостоятельно разрабатывать новые лекционные и практические курсы, а также различные типы методических пособий.

В области концертной, исполнительской деятельности

  • практически владеет различными исполнительскими традициями;
  • имеет навыки работы с различными составами исполнителей:

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности "музыкальная фольклористика"

Наименования дисциплин и их основное содержание Объём учебн. нагр, (всего часов)

ГСЭ.ОО Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин 948

Минимум содержания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин устанавливается в объеме требований общих для направления 521800 "Искусство" (ГСЭ 01-10) ГСЭ.01 Философия 70 ГСЭ.02 Иностранный язык 210 ГСЭ.04 История 140

    Курс Истории должен быть дополнен разделами "Археология Восточной Европы"; "Археологические культуры и древние славяне": Ранние цивилизации; восточно-славянские племена и древнерусская народность. Культура восточных славян по археологическим данным. Хозяйство и общественный строй славян в 1У-1Х в. в. ГСЭ.05 Физическая культура 140 ГСЭ.06 Право 34 ГСЭ.09 Психология и педагогика 70 ГСЭ. 10 Экономика 34 ГСЭ. 11 Эстетика (в объеме требований ДН.ОЗ для направления "Искусствоведение") 36 ГСЭ. 12 Этнология 36 Понятие об этносе. Формы этнических систем. Характер этнического развития. Фазы этногенеза. Этногенез восточнославянских народов. Характерологические этнические типы людей. Этническое поле и этническое противопоставление. Место социальных, генеалогических, лингвистических и культурных признаков этноса. Этнический стереотип поведения как системный признак этноса. Этнос и народная традиционная культура. ГСЭ. 13 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом) 178 например: Культурология Социология

Второй иностранный язык. Вспомогательные исторические дисциплины

ЕН.ОО Цикл общих математических и естественно-научных дисциплин 70 ЕН.01. Информационные технологии 36 Знакомство с программными средами МS DOS, Norton Commander>, Windows. Работа с тестовыми процессорами Lexicon, Word for Windows. Ввод, обработка и хранение изображений (фотографии, иллюстрации, нотография и т.п.). Основные принципы компьютерной обработки фонограмм. Ввод видеозаписей с использованием Video blaster и форматы их хранения. Основные принципы создания интерактивных электронных приложений по музыкальному фольклору

    Конфигурация аппаратных средств для организации компьютерного хранения фольклорных материалов. Виды хранения фольклорно-этнографического текста ( текст, нотография, фонограммы, видеозаписи). Основные программные средства обработки фольклорных материалов. ЕН.02. Концепции современного естествознания. 34

ДН.00 Цикл общепрофессиональных дисщитин 2996

ДН. 01. История искусств. 140

Минимум содержания устанавливается в объеме требов. для направления 521801 "Музыкальное искусство" (ДН 01)

ДН. 02 Теория музыкального фольклора 420 Фольклор в системе народной традиционной культуры: понятие народной традиционной культуры; формы народной художественной культуры и фольклор, их отношение к действительности; источники для изучения народной традиционной культуры. Фольклор как своеобразная художественно-философская система, отражающая характер связей этнической целостности a процессе ее исторического развития с окружающей действительностью.

    Специфика фольклора: синкретизм; функциональность; устная природа и изустный способ передачи; вариативность; значение принципа традиционности; соотношение индивидуального и коллективного начал; диалектная специфика материала; историческая многослойность фольклорного наследия. Научная категория "фольклорно-этнографический текст" -целостная в структурном и содержательном отношении единица в поле культурной традиции.

    Морфология фольклора: образный мир фольклора; происхождение и история ??? гская эволюция основных образов-символов восточнославянской мифологии. Различные формы знаковой фиксации образов-символов; поэтические формулы; изобразительные знаки-символы; интонационно-ритмические средства выразительности. Языковые системы в фольклоре (формирование, функции, взаимодействие средств выразительности) Фольклорный текст; художественная форма и система средств художественной выразительности. Образно-смысловое содержание художественной формы - проблема семантики языковых средств. Иерархическое соотношение языковых систем в художественной форме. Поэтика фольклора: Слово в традиционной культуре. Слово - образ - миф. Категории времени, пространства, цвета в традиционной культуре. Мифологическая картина мира, ее отражение в слове. Мир поэтических образов русского фольклора; мифологические сюжеты и персонажи. Основные категории и понятия поэтики: "версия", "редакция", "извод", "вариант", "текст", "сюжет", "мотив", "формула". Понятие "жанр" в фольклористике и его отличие от литературного жанра. Эпический, лирический и драматический род. Система средств музыкальной выразительности: Интонационные закономерности ранних форм фольклора. Кличевые формы интонирования. Свойства повествовательной речи в русском музыкальном фольклоре. Плачевая культура - причитания и иные формы (окликания, песни-"жалобы") в контексте проблемы интонирования. Проблемы ладового строения народной песни. Темброво-тесситурные характеристики звучания. Формы народного многоголосия. Метроритмическая организация народных песен и системы стихосложения. Соотношение стиховой и музыкальной ритмики. Моделирование ритмосинтаксического периода. Понятие ритмоформулы. Композиционное строение народных песен. Соотношение напева, поэтического текста и форм хореографического движения в фольклорном тексте.

    Жанровая система русского фольклора: понятие жанра; жанрообразующие признаки художественной формы; проблема жанровой классификации фольклора. Жанровая классификация календарно-обрядового фольклора; песен свадебного обряда. Эпические жанры. Жанровые признаки причитаний. Проблемы жанрового определения лирических песен. Жанры музыкального фольклора, связанные с хореографическим движением. Жанры народной инструментальной музыки. Поэтические и прозаические жанры русского фольклора (основные собрания, издания и проблемы изучения ): былины, исторические песни, баллады, духовные стихи, сказка, несказочная проза (предания, легенды, былички и др.). Поэтические особенности русской лирической песни. Вербальный аспект семейных, календарных, окказиональных обрядов (песни, приговоры, пословицы, приметы, заговоры и заклинания). Малые жанры русского фольклора (пословицы, поговорки, загадки). Драматический род. Ритуал и народная игра. Народные драмы. Святочный "вертеп". Кукольная комедия. Карусельные деды. Раек. Атмосфера народной ярмарки. Зрелищный фольклор. Детский фольклор. Проблема классификации. Материнский фольклор: пестушки, потешки, колыбельные песни. Текстология фольклора: Предмет текстологии. Основные задачи и методы текстологического изучения фольклора. Эдиционная текстология. Методология морфологического изучения фольклорного текста. Явление формульности в фольклорном тексте. Типологическое изучение фольклора. Понятия "тип" и "вариант". Структурно-типологический анализ и проблемы моделирования и реконструкции фольклорно-этнографического текста. Сравнительно-историческое и историко-генетическое изучение фольклорного наследия.

    Функциональность фольклорного текста. Методология системного анализа фольклорного текста. Категория "стиль" в музыкальной фольклористике. Исследование жанрово-стилевых закономерностей в свете текстологического изучения явлений фольклора. Проблемы историко-стилевого изучения музыкального фольклора. Диалектно-стилевые характеристики текста. Проблемы ареальных исследований ("жанр, стиль, традиция").

106 Введение в историографию фольклористики: предмет истории фольклористики; принципы периодизации истории фольклористики; основные этапы развития; ХУШ в. - предпосылки формирования фольклористики как науки; европейская фольклористика XVIII в. (Англия, Германия, Франция); первые собрания и описания русской народной словесности (издания .Д.Чулкова,Г.Н.Теплова).

    Введение в славянскую фольклористику: интерес к народоведению в первой трети XIX ; философские концепции Шеллинга, Ф. Шлегеля и А. Шлегеля о мифологии; мифологическая школа и её представители в России; гейдельбергские романтики и их последователи в России (Радищев, Гнедич). Русская филологическая фольклористика первой половины XIX в.: русская фольклористика 1830-1840-х гг. (Сахаров, Снегирев, Терещенко); славянофильская фольклористика (К.Аксаков, Хомяков, О.Бодянский, Шевырев, М.П.Погодин); фольклор в эстетической концепции В.Г. Белинского; частный кружок П.В.Киреевского и его роль в становлении отечественной фольклористики (Языковы, Н.П.Ворисов, А.Харитонов и др.); частная фольклористическая деятельность ВЙ.Даля; создание Русского географического общества, деятельность Второго отделения Академии наук.

    Формирование первых научных школ в русской фольклористике: мифологическая и историко-юридическая; Буслаев, Афанасьев и их место в мифологической школе; историко-юридическая школа в фольклористике и ее представители (С.М.Соловьев, К.Л.Кавелин, ранний А.Н.Афанасьев); Срезневский и его вклад в академическую фольклористику; роль революционных демократов (просветителей) в собирательской деятельности второй половины 1850-х - 1860-е годы (И.Худяков, П.Якушкин, П.Н.Рыбников, П.С.Ефименко); собирательско-издательская деятельность 1870-х - 1890-х годов (Гильфердинг, Барсов); роль политической ссылки в расширении фольклористического поля (Вогораз-Тан, Иохельсон, Макаренко и Др.)

    Организационные формы фольклористики 1870-1890-х годов: деятельность Русского Географического общества. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Текишевского бюро этнографи, местных краеведческих обществ. Создание "Этнографического обозрения" и "Живой старины". Основные научные направления в европейской и отечественной фольклористике второй половины XIX в.: теория "странствующих сюжетов" и ее последователи в России (Стасов, ранний В.М. Миллер, Халанский др.); теория "аристократического происхождения" фольклора; антропологическая школа и теория самозарождения сюжетов; формирование исторической школы в русской фольклористике и её критика в современных фольклористических исследованиях; А.Н.Веселовский и его вклад в развитие отечественной фольклористики ("Историческая поэтика"); фольклористическая деятельность Е.В.Аничкова. Основные этапы развития русской музыкальной фольклористики XIX - начала XX в.: становление русской музыкальной фольклористики; первые собиратели и издатели народных песен конца ХУШ-первой трети XIX в. (Трутовский В.Ф., Львов И.А. Прач И.Г. и др.); Кирша Данилов "Древние российские стихотворения"; собрания песен М. Стаховича, Ю.Мельгунова, Н.Пальчикова; деятельность М.А.Балакирева в области собирания и изучения русских народных песен; собрания песен и обработки русских композиторов второй половины XIX в.; сборник Н.Лопатина, В.Прокунина; музыкально-теоретические труды П.Сокальского, А.Кастальского; исследования А.Фаминцына в области народной музыкальной культуры; труды Музыкально-Этнографической Комиссии; деятельность Е.Э.Линевой в области собирания и изучения народной песни; деятельность А.Листопадова в области собирания и изучения традиционной культуры донских казаков.

    Обзор основных направлений отечественной фольклористики вХХ в.: собирательско-издательская деятельность в филологической фольклористике начала XX века (А.В.Марков, А.Д.Григорьев, Н.Е.Ончуков, братья Соколовы, О.Э.Озаровская, Е.Н.Елеонская, Д.К.Зеленин) ; два направления в " исторической школе" начала XX в. (братья Соколовы и А.В. Марков); "финская школа" в истории русской фольклористики (В.Н.Андерсон, Н.П. Андреев); этнологическое направление в фольклористике - научное наследие Д.К, Зеленина; вклад П.Г.Богатырева в развитие отечественной фольклористики; русская фольклористика в 1940-50-е г.г.;

    В.Я.Пропп и его место в русской и мировой фольклористике; М.К.Азадовский и А.М.Астахова в истории русской фольклористики; методология историко-типологического изучения фольклора (работы Б.Н.Путилова); этнолингвистическая школа Н.И.Толстого.

    Важнейшие направления деятельности в области современной музыкальной фольклористики: методология комплексного изучения фольклора и основные научные направления; Б.В.Асафьев - основоположник Санкт-Петербургской фольклористической школы; теоретические проблемы фольклористики в трудах В.Гиппиуса, З.Эвальд; проблемы музыкального фольклора в трудах Ф.А.Рубцова; научное наследие К.В.Квитки, А.В.Рудневой; современные фольклористические школы; А.Чекановска "Музыкальная этнография"; проблемы современной музыкальной фольклористики. История библиографирования фольклористического материала.

ДН.04 Класс фольклорного ансамбля 948

    Формирование навыков исполнительства на основе традиций народной певческой культуры. Воссоздание песен различных жанров и местных стилей в этнографически достоверной форме их звучания.

    Постижение особенностей народной музыкально-поэтической речи, форм народной хореографии, основ обрядовой практики. Виды исполнительских коллективов (жанровая обусловленность, особенности местных культурных традиций), функции участников, особенности фактуры; сольная и ансамблевая традиции исполнительства.

    Отбор репертуара, навыки репетиционной работы с разными исполнительскими составами. Подготовка концертных программ, выработка навыков сценической постановки; организация и проведение фестиваля, праздника.

    Участие в разнообразных видах современной художественно-творческой практики на основе использования фольклорно-этнографических материалов.

ДН.05 Этнография восточных славян. 140 Введение в этнографию: сведения по истории этнографии. Предмет и основные научные категории этнографии. Задачи и методы изучения народной традиционной культуры. Основные источники. История формирования и основные этнические характеристики восточнославянских народностей.

    Народные представления и верования. Народная мифология. Православные основы народной традиционной культуры. Трудовые занятия и традиции русского народа. Системы и традиции земледелия. Скотоводство, рыболовство и пчеловодство. Народные промыслы. Нормы социальных отношений. Семья; община; обычное право. Этикет словесный и поведенческий в народной традиционной культуре. Этнография обрядов и праздников Основные категории: обычай, обряд, ритуал, церемония. Понятие, праздника. Соотношение явлений: обряд - игра. Драматическое начало в обрядово-праздничной деятельности. Классификация обрядов и праздников. Фольклорно-этнографическое осмысление и наполнение обрядовых циклов.

    Материальная культура. Разновидности и формы поселений. Характеристики поселений Х1Х-ХХ в. -Русская усадьба. Основные типы усадеб в O1O-OO в. Приемы и способы строительства. Основные структурные компоненты жилища, их функция. Хозяйственные и иные постройки. Происхождение и размещение декора. Традиционная одежда. Орудия труда. Человек в этнокультурном пространстве: Понятие традиционной культуры в этнографии. Традиционная картина мира восточных славян в ритуально-мифологическом контексте. Ритуалы календарного цикла как модель описания времени в традиционной культуре. Ритуалы жизненного цикла как модель описания человека в пространстве культуры. Производственные ритуалы как механизм регуляции отношений "природа - человек" в рамках адаптивной модели культуры. Принципы организации этнокультурного пространства. Освоение окружающей среды. Формирование границ этнокультурного пространства: традиционное восточно-славянское поселение; традиционное восточно-славянское жилище (организация интерьера). Этно-дифференцирующие функции народного костюма; формирование комплекса традиционной одежды; основные компоненты; полифункциональность одежды: утилитарные, ритуальные, социальные и другие функции народного костюма. Семиотический статус вещи в традиционной культуре. Этнография и фольклор(ритуально-мифологический план традиционной культуры). Фольклор отражает мировоззренческую модель, являясь формой коммуникации внутри социума. Обрядовый и необрядовый фольклор. Архаические формы обрядового фольклора и современные театрализованные представления.

ДН.06 Этнопедагогика 70 История и проблемы этнопедагогики.

    Половозрастная структура русской традиционной семьи и крестьянской общины, нормы взаимоотношений. Народная этика. Дети в системе народной традиционной культуры. Трудовое воспитание. Система традиций и вопросы преемственности. Роль фольклора в мировоззренческом и художественном воспитании детей. Традиции православной педагогики. История русской школы. Этнопедагогика в современной образовательной системе.

ДН.07 Сольфеджио 106

    Приобретение и закрепление навыков слухового восприятия и анализа сложных образцов народного многоголосия и произведений классической и современной музыки. Слуховая запись двух-, трех-, четырехголосия. Выработка навыков интонирования в темперированных и натуральных (нетемперированных) ладах.

ДН.08 Теория музыки (Гармония. Полифония. Анализ музыкальных произведений) 245

ДН.09 История музыки (Зарубежной, Русской) 350

Минимальное содержание курсов AI.08, AI.09 соответствует объемам, установленным государственным стандартом по направлению 521801 "Музыкальное искусство"

ДН. 10 История и теория русской духовной музыки 106 История и пути развития русского церковного певческого искусства Х1-1-Я пол. XVII вв. Вопросы периодизации. Система осмогласия в церковном певческом искусстве средневекового типа.

    Древнерусские певческие книги и их музыкальная стилистика. Паралитургические жанры и их взаимодействие с народной песней. История церковного пения Нового времени (2 пол. XVII -XX в.в.). Жанры и формы церковной музыки: Виды исполнения церковных песнопений. Понятие об основных жанрах песнопений. Иерархия жанров в древнерусском чинопоследовании. Силлабические жанры. Невматические, силлабо-мелизматические и мелизматические песнопения.

    Интонационные, ладовые, композиционные закономерности песнопений осмогласного столпа, внегласовых песнопений, строчного многоголосия.

    Стилистика песнопений Литургии, Всенощного бдения, праздничного круга. Великого Поста, паралитургических жанров.

ДН. II Фортепиано 123

    Совершенствование мастерства владения музыкальным инструментом; ознакомление с различными стилями фортепианной музыки; овладение навыками ансамблевой игры, чтения с листа.

ДН. 12. Дисциплины и курсы по выбору студентов, 212 устанавливаемые вузом (факультетом) например:

    Теоретические проблемы современной фольклористики Музыка русских композиторов (вопросы текстологии) Проблемы современного музыкознания

СД.00. Цикл специальных дисциплин, устанавливаемых вузом (факультетом) 1116 Примерное содержание специальных курсов:

СД.01. Специальный класс 240

    Индивидуальная работа педагога со студентом. Подготовка курсовых и дипломной работ, посвященных проблемам музыкальной фольклористики. Овладение навыками подготовки к публикации фольклорно-этнографических материалов.

СД.02 Народные исполнительские традиции. 34 Исполнительство в ряду общих закономерностей фольклора.

    Исполнительство как элемент структуры фольклорно-этнографического текста. Жанровая природа народной песни и исполнительство. Характерные особенности женской исполнительской традиции. Характерные особенности мужской исполнительской традиции. Виды певческих коллективов. Региональные певческие традиции. Народные исполнительские традиции и современная исполнительская практика. Историческая динамика исполнительских стилей.

СД. 03 Народные музыкальные инструменты 71 Основные задачи инструментоведения и органологии. Проблемы исторического изучения народной инструментальной музыки (основные источники). Инструментальная музыкальная культура древнерусского периода ( проблемы реконструкции). Принципы изучения народной инструментальной музыки в современном бытовании. Функциональное значение музыкальных инструментов в народной традиционной культуре. Принципы классификации народных музыкальных инструментов. Духовые и ударные музыкальные инструменты в народной традиционной культуре. Струнные музыкальные инструменты (Гусли. Гудок - скрипка. Балалайка) . Ансамбли народных музыкальных инструментов. Типология музыкальных инструментов и приемы игры. Система жанров инструментальной музыки. Музыкально-стилевые особенности наигрышей на разных музыкальных инструментах. Типология и функции инструментальных наигрышей. Навыки расшифровки и анализа инструментальной музыки.

СД. 04 Народная хореография 36

    Изучение основ народной пляски (архаические формы женской и мужской плясок). Шествие как структурный элемент обряда. Виды хороводов. Типология хореографических форм. Народный танец.

СД.05 Хрестоматия по русскому музыкальному фольклору 140

    Практический курс освоения и углубленного изучения источников по русскому музыкальному фольклору на основе фондов звуко-, видеозаписей, рукописных материалов, разнообразных публикаций.

СД.06 Диалектология 36

    Диалектология как наука. Предмет и задачи диалектологии. Основные понятия диалектологии (диалект, наречие, группа говоров, говор). Диалектные явления в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Лексика русских говоров. Национальный язык, его структура, место в ней территориальных диалектов. Происхождение русских говоров. Основные наречия и говоры русского языка. Севернорусское наречие. Южнорусское наречие. Среднерусские говоры.

    Литературный язык и народные говоры, их различия и взаимоотношения. Язык фольклора и народные говоры.

СД.07 Фольклор и русская музыкальная культура 70

    Основные этапы изучения, освоения и использования фольклорных источников в профессиональном композиторском творчестве.

    Деятельность русских композиторов по записи, обработке и публикации образцов народной песни. Сборники Балакирева, Римского-Корсакова, Лядова.

    Проблемы цитирования фольлчорных источников. Цитирование поэтических текстов и напевов. Песня - символ, образ. ''Народнические" мотивы, "крестьянская" тема. Тенденции реализма. Народный напев - как мелодический шедевр. Жанровые признаки фольлора и их отражение в профессиональном композиторском творчестве. Эпическое в русской музыке. Плачи и причитания. Обрядовый фольклор. Лирическая песня. Хороводные, плясовые формы. Инструментальные наигрыши. Частушка. Этнографический контекст и использование фольклорных материалов.

    Речевая интонация - одна из проблем в русском композиторском творчестве, а также в музыковедческой и фольклористической литературе.

    Стилистические закономерности русской народной песни интонационно-ладовые закономерности, особенности становления и развития мелодики, многоголосие, фактура, ритмика. Роль этих закономерностей в формировании национальной композиторской школы.

    Инонациональные культуры ("Восток", "Испания" и др.) и русская музыкальная классика.

Новые пути претворения особенностей народной музыки в творчестве русских композиторов XX века. Перспективы использования фольклорных материалов.

СД.08 Фольклор и этнография народов Европы. 70

    Основные сведения по обрядовой системе (календарные и семейные обряды), верованиям, обычаям, праздникам, ремеслам и прикладному искусству, традициям музыкальной культуры народов Европы. Восточные славяне. Западные славяне. Южные славяне. Народы других языковых и этнических групп Европы - греки, скандинавы, англо-саксы, кельты, германцы, финно-угры, балты, народы романской группы.

СД. 09 Фольклор народов России. 70 Характеристика основных этнических групп, населяющих территорию России. Исторические корни, особенности религиозных верований. Система обрядов и праздников. Основные фольклорные жанры. Особенности музыкального языка. Формы многоголосия. Музыкальные инструменты.

СД. 10 Расшифровка и анализ народной песни. 70

    Выработка навыков нотации фонограмм, расшифровки поэтических текстов и народной прозы с сохранением местных диалектных и стилевых особенностей. Практические занятия по систематизации и обработке экспедиционных материалов, статистическое описание и методика аналитической работы с подлинными образцами фольклора. Формы работы: составление реестров звукозаписей; составление репертуарных списков, статистических сведений; расшифровка и нотация фонограмм; заполнение аналитических карт; участие в работе по подготовке к отчетно-экспедиционным сессиям.

СД. 11 Методика преподавания специальных дисциплин 36

    Специфика, задачи преподавания фольклора в современной системе образования. Комплексное изучение специальных дисциплин как инструмент познания и освоения основ традиционной народной культуры. Специфика занятий с детьми различных возрастных групп. Методика работы с детским фольклорным ансамблем. Формы использования фольклора в образовательных программах средних учебных заведений (традиционных и экспериментальных), средних музыкальных учебных заведений, школ искусств.

Основные принципы разработки образовательных программ и учебно-тематических курсов по фольклору.

СД.12 Методика работы с фольклорным ансамбле 34 Фольклор в естественных условиях бытования и современная художественная практика. История вопроса: народная песня в музыкальной жизни XIX - начала XX века. Творческая деятельность М. Пятницкого, В.Андреева и др. Практика академических и народных хоров. Различные формы использования фольклорных материалов: обработка, воспроизведение-реконструкция, восстановление певческой традиции. Фольклорный ансамбль - как особый вид творческого коллектива. Качества, определяющие специфику ансамбля: направленность и формы деятельности, состав участников, методика освоения материала. Система отношений: исполнители песен - преемники фольклорных традиций - носители традиций. Основные закономерности процесса преемственности.

    Особенности народных певческих традиций. Средства художественной выразительности и способы музыкального развития. Народная песня в фольклорно-этнографическом контексте, функциональные характеристики народных песен. Специфика работы фольклорного ансамбля. Задачи воспроизведения народной песни в предельно достоверном виде. Взаимосвязь элементов: условия - характер исполнения, функции - особенности звучания. Жанрово-определенные формы, особенности и свойства исполнения. Диалектные характеристики исполнительского стиля. Методика освоения песенных традиций в профессиональных и любительских фольклорных коллективах. Специфика работы детской или подростковой студии. Основы репетиционной работы: подбор репертуара, накопление слухового опыта, постижение исполнительского стиля, усвоение "словарного запаса" песенной речи. Выработка навыков разговорной речи с ориентацией на диалектные формы языка. Роль музыкальной и текстовой расшифровки. Владение голосовым аппаратом, тренировка дыхания, задачи распевки. Освоение форм хореографического движения. Пляска, хоровод, шествие.

    Формы и задачи исполнительской деятельности фольклорного ансамбля. Принципы организации фестиваля, праздника. творческих мастерских. Составление концертной программы, сценария праздника, концертного выступления. Сценическое решение.

СД. 11 Методика экспедиционной работы 34

    Значение экспедиционной работы для формирования фактологической базы фольклористически. Критерии научной фиксации явлений фольклора. Специфика материала и типы экспедиций. Категория "фольклорно-этнографический текст" и метод комплексного исследования в экспедиционной работе. Способы организации экспедиционной работы . Научная подготовка экспедиции: полное, детальное изучение имеющегося фактологического материала (фольклор, история, этнография); подготовка репертуарных списков, опросников. Проблема собиратель - исполнитель". Экспедиционная аудио и видеозапись -технологические проблемы. Документация и первичная систематизация собранных материалов.

СД. 12 Методика редакторской работы 71 Методика подготовки публикаций фольклорно-этнографических материалов, редактура нотного текста, редактура диалектных текстов, редактура авторского текста. Статистика.

СД. 13 Курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом) 104

ДП.ОО Дополнительные виды подготовки (военная подготовка. гражданская оборона и др.) 70 Ф.ОО Факультативы 174 П.ОО Практики 763 П.01 .Музыкально-этнографическая практика (фольклорная экспедиция) 648

    Музыкально-этнографическая практика является одной из основных профилирующих дисциплин и служит выработке практических навыков профессиональной работы. Практика складывается из участия студентов в фольклорных экспедициях (не менее двух недель после каждого из 1-9 семестров) в составе экспедиционных групп и в качестве командиров групп (на 3-5 курсах), а также последующей обработки полученных в данной экспедиции материалов: составление реестров звукозаписей, статистических сведений, репертуарных списков по установленным образцам, рабочие расшифровки фонограмм. По результатам каждой экспедиции студент готовит научный отчет с представлением собранного материала (выступление на отчетной экспедиционной сессии, конференции). Материалы экспедиционной работы студентов служат основанием к дипломным проектам.

П.02. Концертно-лекторская практика. 80

    Программа занятий по исполнительской, концертно-лекторской практике предусматривает участие студентов в концертной работе, ставит своей целью научить студентов грамотному составлению концертных программ, рассчитанных на ту или иную аудиторию, ведению этих программ, подготовке вступительных слов, комментариев к исполняемым произведениям, аннотаций. Возможные формы работы - подготовка сценариев радио и телепрограмм. П.03. Педагогическая практика. 35

    Практическое освоение методики преподавания специальных дисциплин в различных учебных коллективах. ГА.ОО Государственная итоговая квалификационная аттестация 2 недели

Учебный план

консерватории,

музыкально-

специальности

педагогические академии,

институты искусств

музыкальная фольклористика

квалификация-

дипломированный

специалист:

фольклорист-

этномузыколог,

преподаватель

музыкального фольклора,

лектор; руководитель

фольклорного ансамбля

Срок обучения- 5 лет

Название дисциплин

Объем работы студента в

формы

и видов учебной

часах с преподавателем

итогов.

работы

контроля

всего

теор

практ

инд.

сам.

1

Цикл

948:

568:

350:

30:

общегуманнтарных и

социально-

экономических

дисциплин

Философия

70

70

экзамен

Иностранный язык

210

210

экзамен

История

140

120

20

экзамен

Физическая культура

140

140

зачет

Право

34

34

зачет

Экономика

34

34

зачет

Психология и

70

60

10

зачет

педагогика

Эстетика .

36

36

экзамен

Этнология

36

36

экзамен

Курсы по выбору:

Культурология

36

36

Социология

36

36

Второй ин. язык

70

70




     
Hosted by uCoz