|
|
|
|
|
Народная игрушка из глины
|
|
.
|
Дымковская игрушка
Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и
песок . Издавна живут в слободе мастера, которые кроме крынок и горшков, делают себе на
потеху да детям на забаву веселые яркие игрушки. Игрушки лепили и расписывали только
женщины и дети. Мастерицы лепят игрушку и из красной глины, белят ее мелом, разведенном
на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе и квасе. Узор строго
геометрический, состоящий из клеток, полосок, кругов, крупных пятен. Кроме яркой и
своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку золотом. Украшение золотом -
сложная и кропотливая работа. Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда на
игрушку "сажают золото", то от сквозняков закрывают окна. Дымковская игрушка всегда была
любима в народе.
|
|
.
|
Тверская игрушка
Это изделия мастеров из Тверской области, а точнее из Торжка.Эти игрушки узнаешь сразу:
птички, петушки, жар-птицы, царь рыбы, птицы-сирины,медведи и другие игрушки-свистульки
покрыты чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на
красно-коричневом-фоне обозженной глины. Отличительной чертой тверской игрушки является
их рельефное украшение в виде маленьких чешуек и оборок.
|
|
.
|
Карпольская игрушка
На русском Севере, неподалеку от небольшого города Карпоголя, в почти опустевшей
деревушке Гринево жила мастерица-игрушница Ульяна Бабкина. Пустела деревня Гринево, не
осталось в ней игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы Ульяна Бабкина не
продолжала лепить с прежним упорством свои игрушки. Охотно учила бабка Ульяна своему
мастерству всех, кто только хотел, и успела приготовить себе смену. Умельцы расселелись
по соседним деревням и в самом Карполе.Благодаря им и живет народная карпольская игрушка.
Для лепки берут красную глину. Фигурки лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи
сливаются с затылком, короткие ноги. Животных мастера очеловечивают они заняты тем же
делом, что и люди: медведи, козлы и бараны играют на музыкальных инструментах, несут
посуду, курят. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали, потом белили.
Роспись довольно проста: полоски, штрихи, ромбы, крапинки. Набор красок: голубой,
кирпично-красный, зеленая, черный, охристая. Иногда добавляются золотая и серебрянные краски.
|
|
.
|
Ярославская игрушка
И в Ярославской области делали свистульки в виде коней или птиц с веретенообразными
туловищами, двумя крохотными ножками и выгнутыми спинами. Игрушку покрывали глазурью или
белой масляной краской с синими и красными полосами и пятнами.
|
|
.
|
Абашевская игрушка
Жил и работал в селе Абашево Пензенской области в 20-30 годах талантливый мастер Ларион
Зоткин, был он один из тех кто возродил абашевскую игрушку. Все игрушки мастера
Зоткина-свистульки в виде животных с длинным туловищем. Здесь можно увидеть голубого
барана с могучими серебрянными рогами, зеленую в серебрянных пятнах собаку, красного
оленя с великолепными многоярусными раззолоченными рогами, похожими на елку. Самые
обыкновенные животные преврашались в руках Лариона Зоткина в сказочные существа неведомой
породы. Традиции продолжают сейчас и другие мастера.
|
|
.
|
Филимоновская игрушка
По местному преданию, основателем деревни(еще во времена Ивана Грозного) был гончар
Филимон (отсюда и Филимоново). Из филимоновской глины делали разную посуду и игрушки, да
не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. У
барышень в руках букеты цветов или кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат
под мышками гусей, в которые тоже можно свистеть. Удлиненные пропорции объясняются
свойствами местной глины. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и
жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится
постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока
глина сохнет, игрушку много раз приходится оглаживать подтягивать выравнивая ее
поверхность. А подглаживать и подтягивать ее приходится дней пять. Роспись игрушки
ведется и сейчас не кисточкой , а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не
пристанет, а с гусиного пера ложится. Делают мастера и огромные игрушки-ростом с больших
кукол, для украшения жилища.
|
|
|
|
|
|
|
|
|