|
С.А. Жиганова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
КУБАНСКИХ КАЗАКОВ
Проблемы сохранения, восстановления и развития традиционных культур различных народов,
проживающих на территории России (в том числе и кубанских казаков), решаются сегодня
многообразно. В их числе можно назвать выпуск специальной научной и популярной литературы
о фольклоре, проведение комплексных фольклорно-этнографических экспедиций, музейные
экспозиции и выставки произведений народного творчества, целый ряд форм исполнительства
фольклорных произведений - как аутентичных, так и вторичных (самодеятельных,
профессионально-музыкантских).
К одной из тенденций гуманитарной жизни России последнего десятилетия можно отнести
увеличение интереса к национальной культуре, фольклору в структурах общего, среднего и
высшего образования. Ярко демонстрируют это новации в образовательных учреждениях
Краснодарского края: как в городах, так и в Станицах значительно увеличилось количество
школьных фольклорных ансамблей, стали регулярными смотры, конкурсы, фестивали народного
искусства.
Наконец, целый ряд специальных курсов, посвященных этнографии и фольклору кубанских
казаков, читается с 1992 г. в Краснодарской государственной академии культуры и искусств
на факультете традиционной культуры (декан - профессор В.Г. Захарченко) - например: -
"Основы народной музыки"
1
, "Методика расшифровки народных песен".
Другим обстоятельством, в значительной степени повлиявшим на ее состав и характер,
явилось довольно большое количество метропольных областей, народная культура которых
явилась базой для создания кубанской фольклорной традиции. К ним, прежде всего, следует
отнести Запорожье, Полтавскую, Харьковскую, Черниговскую губернии, Дон, воронежские,
курские, орловские земли и ряд других. В результате определенных историко-культурных
процессов, суть которых освещается в ряде научных работ
2
, фольклорная традиция Кубани сложилась и к концу XIX - началу XX века представляла из
себя сложную, многоуровневую систему: характер компонентов и их функций в этой системе
только сейчас начали изучаться региональной наукой. Тем не менее, уже сегодня очевидно ее
особая "архитектоника" - природа кубанской народно-песенной традиции, по всей
видимости, не очаговая, предполагающая "ядро", периферийные территории, наличие
маргинальных зон, и т.д.; логичнее говорить о ее сегментации, где более или менее
однородные в культурном отношении "сегменты" охватывают довольно обширные
территории
3
. Таким образом, в пределах Краснодарского края выделяются культурные области Черномории
(территория расселения Черноморского казачьего войска, большинство жителей черноморских
станиц - украинского происхождения), Старой и Новой Линии (их основу заложили переселенцы
с Дона и ряда южнорусских областей), Закубанья (его население было сформировано, в
основном, за счет миграций внутри самой Кубанской области). Стилевые различия в фольклоре
черноморских, линейных и закубанских станиц значительны, и в то же время жестких границ
между сегментами региона не существует: они размыты, в некоторых областях традиционной
культуры представлены целым рядом переходных моментов, в других обозначены более резко.
Наличие на Кубани нескольких культурных зон и значительные отличия их "фольклорного
лица" отражены в теме "Музыкальный фольклор Кубани", которая читается в
контексте других региональных стилей восточнославянского пения.
Специфическим моментом музыкальной традиции славянского населения Кубани, требующим
отражения в специальных учебных курсах, является особый состав жанров, который определила
казачья служба мужского населения края. Отсюда большое количество песен с историческими
воинскими сюжетами, значительный вес мужских тем в лирическом песенном жанре, героические
канты, строевые музыкально-поэтические композиции и др.
Наконец, принципиальным моментом, который невозможно обойти при формировании программ
курсов, является характеристика культурных процессов, связывающих кубанских казаков с их
этническими соседями - адыгами, карачаевцами, другими народами Северного Кавказа
4
.
Формирование оригинальных учебных программ в школах и ВУЗах края, основанных на
аутентичных фольклорно-этнографических материалах и отражающих культурную специфику
региона является залогом выпуска грамотного, хорошо образованного специалиста для работы
в крае, способного не навредить, а, наоборот, способствовать подлинному развитию
казачьего фольклора Кубани.
Примечания:
-
При составлении тематического плана этого предмета автором была взята за основу
планировка курса "Музыкальная этнография" Российской академии музыки им.
Гнесиных, читавшегося Б.Б. Ефименковой, и сохранена его логика: первый раздел курса в
объеме одного семестра в основном посвящен изучению строения народных напевов -
поэтического, музыкально-ритмического и звуковысотного, второй - последовательному
разбору жанров, а затем региональных стилей восточнославянской народной музыки, куда
входит и музыкальный фольклор Кубани; небольшой же заключительный раздел обзорно
представляет музыку народов мира.
-
Например, Бондарь Н.И. Формирование и развитие традиционной духовной культуры кубанского
казачества (Календарные праздники и обряды. Конец XVIII - начало XIX вв.) - Диссертация
на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л., 1988. 202 с.
-
Основной объем представлений о специфических качествах музыкального фольклора Кубани был
сформирован в процессе анализа полевых материалов из архива Центра народной культуры
Кубани, собранных автором в составе фольклорно-этнографических экспедиций 1990-1998 гг.
(научн. рук. Н.И. Бондарь).
-
Так, музыкальные взаимовлияния адыгов и славян являются предметом научного интереса А.Н.
Соколовой А.Н.. Напр.: Соколова А.Н. Переинтонирование в адыгской традиционной музыке //
Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1996 год.
Краснодар, 1997. С.49-54.
Вернуться
к началу страницы
Вернуться
на начальную страницу узла "Русская
традиционная культура"
| |