|
А.В. Сопов
ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА О ПРОИСХОЖДЕНИИ КАЗАЧЕСТВА
На сегодняшний день господствующими в общественном мнении и в научной
литературе являются две полярные теории происхождения казачества. Первая из них, по
меткому выражению Игоря Яковенко
1
, может быть названа "казенной" и возводит казачество к вольнице беглецов из
русских земель в Дикое Поле. Бежавшие от феодальной эксплуатации в Степь "искатели
воли" (в основном, крестьяне и холопы) и создали по мнению авторов этой теории к
середине XVI в. особую организацию - "казачество", постоянно подпитываемую
новыми потоками переселенцев из Центральной и Западной России.
Вторая теория, приверженцами которой являются, в первую очередь, некоторые представители
"казачьей науки"
2
, вольноказачье движение и др., считает казаков особым этносом (национальностью),
возникшим еще в античную эпоху (в начале нашей эры) от смешения туранских, скифских,
меото-славянских, аланских и прочих племен с торжеством среди них славянской речи.
3
Подобная трактовка казачьей этнической истории позволяет обосновать обособленность
казаков от остального русского населения, объясняет их национальную самоидентификацию и
культурно-бытовое своеобразие.
Возрождение казачества, вспышка интереса к нетрадиционным подходам в изучении этнической
истории придали упомянутой теории идеологическую функцию, сделав ее знаменем наиболее
радикальных ревнителей национальной исключительности казаков.
Кроме этих двух, существует довольно большое количество условно говоря
"промежуточных" теорий:
- А.А. Гордеев, автор "Истории казаков"
4
возводит происхождение казачества к взимаемой Золотой Ордой с покоренной Руси "дани
кровью" - "тамги". Забираемые в Орду русские юноши использовались для
охраны степных границ и несения ямской службы, воспринимая уже готовые формы военной и
общественной организации степняков (монголов и половцев).
- Уже упоминавшийся нами И. Яковенко убежден в том, что казачество возникло в результате
половецко-русского смешения при явном доминировании половецкого субстрата. По его мнению,
антропологические (форма черепа, телесная конституция) и этнографические (особенности
бытовой культуры и песни) данные выдают в казаках природных степняков.
5
- И.Я. Куценко считает, что казачество это своеобразная и "самобытная народная
демократия..., превратившаяся в служилое сословие".
6
- В.П. Трут считает принадлежность казачества к самостоятельной этнической группе и его
характеристику как этноса (народа) вполне оправданной и не вызывающей сомнений.
7
- Б.Е. Фролов, опираясь на большое количество документированных фактов, подчеркивает
полиэтничность происхождения казачества.
8
- Л.М. Галутво считает казачество единым населением с определенным хозяйственно-бытовым
укладом, традициями и культурой.
9
- О.В. Матвеев вполне резонно замечает, что "при решении проблемы необходимо
учитывать прежде всего специфику каждого отдельно взятого казачьего образования"
10
.
- А.И. Козлов видит (не без оснований) экстремизм в попытках возродить казачество как
этнос, находя все новые аргументы в обоснование "сословной" теории.
11
- П.Н. Лукичев и А.П. Скорик объявляют очевидным тезис об этнической самостоятельности
казачества.
12
- Р.Г. Тикиджьян указывает, что "в конце XIV - первой половине XVI веков на
территории Дикого Поля шло формирование казачества как особой социальной и
этнографической группы (субэтноса) на полиэтнической основе".
13
Кроме этих наиболее известных современных теорий существует и целый ряд не потерявших
актуальности исторически более давних гипотез. Первыми, кто пытался выяснить вопрос
казачьего этногенеза были в XVII в. поляки Пясецкий и Коховский, считавшие, что казаками
(или козаками) назывались те люди, которые на своих лошадях были быстры и легки как козы.
В XVIII в. таким же чисто внешним филологическим путем, основываясь на созвучии в
названиях, начинают видеть в казаках остатки или потомков различных народов. Грабянка, а
за ним А. Ригельман производили казаков от хозар.
14
Ян Потоцкий видел в казаках потомков тех косогов, которых великий князь Мстислав
Владимирович поселил в XI в. в Черниговщине.
По мнению В.Н.Татищева, в Египте был город Черказ (от него и казаки впоследствии у
русских людей назывались черкасами),
15
жители которого переселились на Кавказ и стали называться косогами. Из Кавказа выводил
казаков и Петр Симоновский, сближая римское название Гиркании (историческая область на
Кавказе) с латинским словом HIRKUS - козел.
Кроме филологических были и другие попытки объяснить происхождение казаков. Польский
историк Кромер и русский князь М.М.Щербатов
16
видели в казаках остатки половцев. Вольтер в "Истории Карла XII" - остатки
татар. Н.М. Карамзин, С. Соловьев, В.Б.Броневский
17
- потомков тюркского народа, жившего на юге России и известного под именем Черных
Клобуков.
Польский хроникер Мартин Бельский, дядя которого был первым старшиной в казацком войске в
начале XVIв., говорит, что казачество выделилось из народа, благодаря умственному складу
и характеру некоторых лиц и условий жизни. В целом взгляд Бельского на казачество как на
класс рыцарей разделял и французский инженер Боплан
18
, около 20 лет пробывший на Украине и украинский летописец Самоил Величко.
Н.И.Костомаров
19
считал казаков за мещан, которые ходили на юг сначала на промыслы, а затем условиями
жизни они принуждены были вооружаться и вести военный образ жизни. Карпов и Тумасов
связывают казачество с княжескими дружинами, профессор П.В. Голубовский - с бродниками
20
, которые еще в домонгольские времена (XI - XII вв.) занимали степные места.
Особой точки зрения на происхождение казачества придерживались профессор В.Б. Антонович и
самый крупный и авторитетный историк кубанского казачества Ф.А.Щербина
21
. Они связывали происхождение казачества с древнерусскими вечевыми общинами.
"Несомненно, что казачество появилось на смену вечевого уклада народной жизни, хотя,
разумеется, и под влиянием экономических причин. Жажда свободы и стремление к
народоправству были прямым наследием вечевых порядков..."
22
А.С.Пушкин
23
и М.К.Любавский
24
считали казачество частью русского народа, развившей свою самобытность: "Казаки - не
остатки каких-то древнеславянских вольных общин на пограничье русской оседлости, а
вооруженные артели промышленников, вытянутых из пределов этой оседлости пустотою степей"
25
. А.П.Певнев
26
видит в казаках потомков рязанских и мещерских стражников, защищавших русские поселения
от татарских набегов в эпоху господства Золотой Орды.
Е.П. Савельев смотрит на казаков как на исконных обитателей берегов Азовского и Черного
морей, Дона и Нижнего Днепра
27
. По его мнению "остатки ордынских казаков, не присоединившиеся к киргизам - своим
соплеменникам, образовавшим новое ханство, могли быть первым ядром, около которого
копились русские беглецы. Скоро это ядро могло исчезнуть от безженства... и русское
поколение ... остаться хозяином союза"
28
.
С.Д. Охлябинин возводит первоказаков к авангардным отрядам монголо-татарских войск -
бессемейным удальцам. Эти разведчики, стражи находятся затем на регулярной службе у
татарских баскаков, взимавших дань с русских земель, а спустя столетие, вместе с
хозяевами, переходят на службу русским князьям, становясь особым родом войск
29
.
И, наконец, по мнению И.М.Каманина
30
казачество - "исконное землевладельческое и земледельческое туземное южно-русское
население, сознающее свою национальную особенность и преданное своей вере, которое,
признав сначала добровольно власть татар, а потом перейдя под владычество Литвы, при
вторжении в его жизнь чуждых шляхетско-католических начал стало стремиться к обособлению,
к выработке собственных форм; но вследствие отсутствия сильной власти центральной,
соединенного польско-турецкого давления извне, постоянных смут внутри, оно вынуждено было
развиваться лишь в многосторонней, обессиливавшей его борьбе, которая и составляет
отличительную черту казацкой истории".
31
Мнение автора состоит в том, что самобытность, особость казаков позволяет, в любом
случае, говорить о них как о чем-то этнически специфическом: будь это - самостоятельный
этнос, этнографическая группа русских или особая этносословная группа населения. Ведь
замечательно, что при всех своих различиях, практически каждая из названных теорий и
гипотез подчеркивает своеобразие казачества, его глубокое отличие от остального русского
населения.
Примечания:
-
Яковенко И. Подвижен, отчаян и храбр // Родина. - 1995. N 10.
-
См.: Казачий словарь-справочник / Сост. Г.В. Губарев. Ред. изд. А.И. Скрылов. -
Сан-Ансельмо, Калифорния, США, 1968. и Савельев Е.П. Казаки. История. - Владикавказ, 1991
и др.
-
Казачий словарь-справочник. Т. 2. С. 25.
-
Гордеев А.А. История казаков. - М.: "Страстной бульвар", 1992.
-
Яковенко И. Подвижен, отчаян и храбр...- С. 70.
-
Куценко И.Я. Кубанское казачество. - Краснодар, 199З. С.24.
-
Трут В.П. К вопросу об этносоциальном облике казачества в начале века и проблемах его
возрождения на современном этапе // Проблемы истории казачества: Сб. научных трудов. -
Волгоград, 1995.
-
Фролов Б.Е. У источников Черноморского войска (численность, национальный и социальный
состав) // Проблемы истории казачества: Сб. научных трудов. - Волгоград, 1995.
-
Галутво Л.М. Ф.А. Щербина о судьбах казачества // Проблемы истории казачества: Сб.
научных трудов. - Волгоград, 1995.
-
Матвеев О.В. Кубанское казачество в сословной структуре Российской империи и тенденции
его развития в 60-80 гг. XIX в. // Проблемы истории казачества: Сб. научных трудов. -
Волгоград, 1995.
-
Козлов А.И. Казаки - нация, сословие?.. // Возрождение казачества: история и
современность. Сб. научных статей к V Всероссийской (Международной) научной конференции.
- Новочеркасск, 1995.
-
Лукичев П.Н., Скорик А.П. Казачество: историко-психологический портрет // Возрождение
казачества: история и современность. Сб. научных статей к V Всероссийской (Международной)
научной конференции. - Новочеркасск, 1995.
-
Тикиджьян Р.Г. Казачество и неказачье население Дона: становление, этносоциальный состав
и проблемы взаимоотношений // Возрождение казачества: история и современность. Сб.
научных статей к V Всероссийской (Международной) научной конференции. - Новочеркасск,
1995.
-
Ригельман А.И. История или повествования о донских казаках. - М., 1846.
-
Татищев В.Н. История российская. - М., 1968.
-
Щербатов М.М. Сочинения. В 2-х т. - М., 1896, 1898.
-
Броневский В.Б. История Донского войска. Описания Донской Земли и Поездки на Кавказ. -
СПб, 1833 - 1834.
-
Боплан. Описание Украины. - М., 1832.
-
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: Мысль,
1993.
-
Голубовский П.В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. - М., 1884.
-
Щербина Ф.А. История Кубанского Казачьего Войска. В 2-х т. - Екатеринодар, б/и, 1910 -
1913.
-
Щербина Ф.А. Указ. соч.- Т. 1. С. 420 - 421.
-
Пушкин А.С. История Пугачева. - М., 1987.
-
Любавский М.К. Начальная история малорусского казачества // Журнал Министерства народного
просвещения. - 1895. N 7.
-
Любавский М.К. Указ. соч.- С. 12.
-
Певнев А.П. Кубанские казаки. Пособие для учеников станичных школ. - Екатеринодар, 1911.
-
Савельев Е.П. Казаки. История. - Владикавказ, 1991.
-
Савельев Е.П.. Указ. соч. - С. 8.
-
Охлябинин С.Д. Честь мундира.- М.: Республика, 1994.
-
Каманин И.М. К вопросу о казачестве до Богдана Хмельницкого. - Киев, 1894.
-
Каманин. Указ. соч. - С.29.
Вернуться
к началу страницы
Вернуться
на начальную страницу узла "Русская
традиционная культура"
| |