Начальная страница.

Молитва о спасении Державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений

Книги по соответствующей тематике

Что почитать-полистать

Всем, кто любит песню. Народную, имеется в виду

Специально для любителей популярного жанра

Фольклорные ансамбли - преемники традиций

Как связаться с профильными организациями

Авторские публикации

Народный русский именослов

Казачьему роду - нет переводу

Люди, о которых надо сказать особо

Наиболее часто задаваемые вопросы

 
 

     



Материалы к образовательной программе "НАРОДОВЕДЕНИЕ"

М.М. Горшков


    Основой курса, той линией, по которой будет идти рассказ, является народный календарь. Он описывает полный круг жизни природы и жизнь человека, общины внутри одного года.

С календарем связаны все основные действия человека, отведено место не только праздникам, но и отдельным периодам в несколько дней, недель, в которые можно заниматься той или иной работой, делом или же наоборот нельзя. Примером тому могут служить посты, налагающие запреты на употребление мясной и молочной пищи, запреты на песни и музыку, запреты на брачные отношения.

Но идя по пути, описывающему народный календарь, неизбежно придется останавливаться и обращать внимание на особенности того или иного времени года, связанные с этим временем обычаи и обряды.

О ПРАЗДНИКАХ

    Праздники год размечают. По ним определяют, какое время началось, какое закончилось. Идя от праздника к празднику, мы увидим весь год, разный труд, разные дела, работы, и сами праздники разные. Каждый праздник по-своему обряжен, имеет свою музыку, песни. Главное, каждый праздник имеет свой и только свой смысл, идею.

Все действия в культуре, в том числе действия музыкальные (исполнение песни, наигрыша) четко закреплены за определенной ситуацией. Всему есть свое время, всякой песне, игре, работе. Есть целый ряд песен, которые можно исполнять только один день в году. Примером тому может быть песенка, с которой ребятишки утром в Васильев День ходят по домам "засевать" - разбрасывать по хате зерно с тем, чтобы в доме было богатство и благополучие.

ПРОГРАММА КУРСА "НАРОДОВЕДЕНИЕ"

  1. Народный календарь. Год земледельца. Ход жизни от посева к созреванию и жатве. Приуроченность обычаев и обрядов к тому или иному времени года.
  2. Зимние календарные обряды. Святки. Колядки, гадания, игры.
  3. Мясоед. Свадьба. Сватовство, заручение, приданое, ход свадьбы, свадебный пир. Свадебные песни и причеты.
  4. Масленица. Катание с гор, кулачки, песни.
  5. Великий Пост. Постовые песни и игры. Духовные стихи.
  6. Встреча весны. "Жаворонки". Весенние заклички.
  7. Вербное воскресение. Пасха. Семантика вербы, пасхального яйца. Красная Горка. Радуница. Поминки.
  8. Егорий. Обряд первого выгона скота. Пастухи. Магия звука.
  9. Весенние хороводы. Проводы весны. Вознесение.
  10. Летние календарные обряды. Семик. Троица. Духов День. Русальная неделя. Иван Купала.
  11. Обряды конца лета. Жниво.
  12. Лирические песни.
  13. Былины, сказки.
  14. Блички. Нечистая сила. Лешие, домовые. русалки, доброхоты.
  15. Дети. Колыбельные песни и потешки. Детские забавы, игры, игрушки.
  16. Природа и культура. Труд. Сакральный смысл трудовых процессов. Прядение, ткачество,гончарство и т.д.
  17. Дом. Одежда. Обереги.
  18. Семантика образов, встречающаяся в вышивке, росписи, резьбе, игрушке и пр.

О ВЫШИВКЕ

    Вышивка есть охрана, оберег, ограда от злых, от чужого, не родного, того, что может принести вред.     Но вышивка есть связь, дорога, по которой силы добрые могут войти в мир человека, в него самого, и плодородие земли помогает женщине самой стать плодородной.

О МУЗЫКЕ

    Музыка сопровождает человека всю жизнь с рождения его до смерти.

Маленький ребенок слышит колыбельные песни матери, потешки, потом сам играет в игры и поет, вырастает и участвует в хороводах и гуляниях старших. Все праздники гуляют с музыкой, и когда человек умирает, его провожают с причетом на погост.

Музыка - она есть всегда, как воздух. Ты живешь в ней, в этой музыке, дышишь ею и если начинаешь говорить что: молитву, приговор, историю какую, то говоришь как поёшь или работу какую делаешь, руками, ногами двигаешь, как пляшешь, танцуешь. Живешь в музыке, в звуке, как в свете, в воздухе, вечно пребываешь в ней. И ходишь и действуешь этой музыкой.

Музыка одной деревни, все песни одной деревни охватывают все возможные эмоциональные, психические состояния человека. Каждому состоянию отвечает та или иная песня или наигрыш. Исполнители одной деревни никогда не перенимают у других их музыки, они могут взять, запомнить, только понравившиеся им слова, а музыка есть своя.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

    Вот когда детишек спать укладывали, пели им колыбельные песни. Совсем маленьким-то не пели. Они же еще ничего не понимают. А вот уж когда к году, то слова-то ребенок разбирает и слушает.

Песенок-то было не много, а ребенка иной раз долго приходилось качать, и все песни быстро перепоешь, вот и собирали понемногу слова, чтобы складно выходило, про разное пели, про свое, что видели, что на ум пойдет.

ПЕСНИ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

    Когда, где и кем исполнялись?

На эти вопросы надобно отвечать, что мол на такой-то праздник или в такое-то время (например, весной после Пасхи) песни эти пели девушки и женщины и водили хороводы. Хороводы же эти имели свой четкий рисунок и ритм. И тут уже мы переходим от музыки к танцу, к тому, что называется хореографией. И дальше, дальше мы видим исполнение магического рисунка. Все действие музыкальное, хореографическое направлено на создание символа, вернее, на то, чтобы этот символ, таящийся внутри культуры вызволить сейчас на поверхность и заставить работать.

Конечное назначение действий, любых, и музыкальных в том числе это вызволение сил сакральных, сил, которые помогают творить мир.

Есть два мира. Один мир - тот, где живет человек и другой - тот, где живут предки, духи; "белый свет" и "тот свет".

"Белый свет" и "тот свет". Между ними река. С одного берега на другой на лодке надо переезжать. Перевоз есть, есть лодочка и перевозчик на ней. "Лодочка новенька, перевозчик Коленька". Человек умирает, на "тот свет уходит". Иван-дурак в сказке или царевич отправляются путешествовать за тридевять земель и тоже идут на "тот свет". Баба Яга - уже на том свете. Невеста идет в чужой род к мужу своему, тоже умирает для своего рода. Не случайно частые упоминания в свадебной поэзии мотива переправы через реку.

Всякий "уход" из своего мира - это смерть. А "свой" мир может иметь границы села и округи, а может быть больше.

Так, когда парней и мужчин в армию провожали, то провожали на смерть.

На границе перехода из одного мира в другой, ухода из этой жизни возник причет.

Также, как человек может уйти из "этого" мира, покинуть белый свет, также кто-то может прийти с того света.

Во-первых, это тот самый человек, который белый свет покинул, отправившись за чем-либо. В сказках это Иван-царевич, ищущий свою невесту, молодильные яблоки, живую и мертвую воду. Вот он на тот свет ушел, добыл что надо и вернулся.

Во-вторых, это может быть "прадедка", покойный родственник, который пришел в положенное время наведать своих родичей.

СВЯТКИ

    Время гадать. Потому что это время, когда открыты пути с того света на этот. Когда предки, умершие, приходят к своим родным в образе нищих, стариков и старух на свои же поминки. Тем кто помнит и чтит своих стариков, то есть тем, кто справляет по умершим родичам поминки, они обещают богатую и хорошую жизнь. Если же живые умерших позабыли, то их наказывают худой жизнью, бедами.

И вот "ходют бродют колядовщики". Колядовщики - это ребята, которые наряжаются стариками и старухами, нищими, в рванье, в "харях" - в масках. Если нет масок, то лицо сажей мажут, и все неправильно у них в одежде, и пояса нет, и шуба наизнанку вывернута, наоборот все - они как будто из другого мира пришли, где все не так, как у нас. И так оно и есть. Ибо надевший маску стал другим, стал этой маской, отсюда идет маскарад, вседозволенность в поведении, потому что не ты сам что-то творишь, а маска, и говоришь не от своего имени, но от имени маски - "деда". И колядки - тоже не от имени детей, подростков, а от имени "дедов", стариков, умерших поются. И хоть дети и получают лепешки, сало, колбасу, денежки, но они не им, а предкам угощение.

"На вашей могилке покойника нашли, не ваш ли прадедка?" Страх перед встречей с тем миром, реальной встречей и вот он покойник, и кто знает, вправду ли это только игра, может быть покойник-то настоящий. Может, какая группа колядовщиков и действительно "деды", а не свои ребята? Кто знает, кого прогонишь, кого на порог не пустишь, кого не попотчуешь, может быть как раз своего "деда". Мы ведь никогда ничего наверняка не знаем, ни в чем до конца не можем быть уверены. Ведь все наши знания случайны и условны. Кому-то нравится одна точка зрения, кому-то другая, а реальность есть сама по себе.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

    Великому Посту в музыке отвечает молчание музыкальных инструментов, отсутствие шумных праздников, сборищ, гуляний. В еде это воздержание, в мыслях умиротворение, покой, все готовится к будущему Воскресению, и будущей жизни. Вся природа собирает свои силы, чтобы пойти в рост после Великого Дня Воскресения.

Но чтобы помочь природе еще пока лежит на полях снег, весну начинают звать. Весна это пробуждение, и хоть и есть надежда и затаенная уверенность в том, что непременно снег сойдет и все вновь будет зеленым, однако следует особо позвать весну для чего и песни-заклички поют и "жаворонков" пекут. Дети бегают с этими жаворонками, подкидывают их повыше и кличут весну "...жаворонушки, прилетите к нам, принесите к нам весну-красную, лето теплое..."



Реклама:
Развлекательная часть праздника: ведущий на свадьбу, тамада на юбилей проводим весело