Начальная страница.

Молитва о спасении Державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений

Книги по соответствующей тематике

Что почитать-полистать

Всем, кто любит песню. Народную, имеется в виду

Специально для любителей популярного жанра

Фольклорные ансамбли - преемники традиций

Как связаться с профильными организациями

Авторские публикации

Народный русский именослов

Казачьему роду - нет переводу

Люди, о которых надо сказать особо

Наиболее часто задаваемые вопросы

 
 

     



prog_ek.gif (2412 bytes)Департамент образования Правительства Свердловской области
Институт развития регионального образования
Отделение Гуманитарных образовательно-педагогических программ
 
 
УТВЕРЖДАЮ.
Первый зам. директора ИРРО  Узлова Л.В.

 

Образовательная программа

"ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ  ТРАДИЦИИ   УРАЛА"

uc.gif (4361 bytes)

Екатеринбург 1995


СОДЕРЖАНИЕ

Введение .............................................................................................................3
Характеристика программы ..............................................................................4
  1. Концептуальные основания ОП...................................................................... 5
  2. Структура ОП......................................................................................................6
  3. Предполагаемые результаты ............................................................................ 7
  4. Содержание программы и рекомендуемая литература ................................. 7
  5. Спецкурсы для индивидуального профессионального выбора .................. 11
  6. Методическое обеспечение образовательной программы .......................... 12
  7. Организационная модель ОП. Объем учебного времени............................. 13
  8. Виды и формы художественно-творческих отчетных работ........................ 14
  9. Рекомендуемая тематика курсовых, реферативных и дипломных работ ....14

ВВЕДЕНИЕ

    Этнокультурное образование привлекает все более широкое внимание ОУ, но по-прежнему остается на уровне эмпирической самодеятельности, не используя всех богатств заложенного в нем потенциала. Как правило, школы народной культуры и отдельные практические работники не умеют связать традиционность с современностью, не видят перспективы своего развития; творческий поиск не
отслекивается в динамике, не анализируеися, не обобщается. Но растет сознание социальной значимости своего дела, стремление к профессионализму, государственному признанию статуса учителя этнокультурной ориентации.

    Образовательная программа "Этнокультурные традиции Урала" разработана в русле стратегии развития регионального образования и точно с ориентирована на потребности практических работников этнокультурного образования, что подтвердилось анкетированием слушателей ОП Социокультурный подход к образовательному процессу (Региональный компонент содержания образования в школах "Полифорума" (субкультура "Этносфера")) Авт.-разр. Л.М.Андрюхина, докт. фил.наук, профессор.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

    Тип образовательной программы: программа переподготовки. Категории и группы обучаемых: преподаватели языка и литературы, истории, дисциплин естественнонаучного цикла, ИЗО, МХК, музыки; воспитатели и музыкальные работники ДОУ и все другие заинтересованные лица системы народного образования с высшим и средним специальным образованием.

    Итоговый документ: сертификат на право преподавания дисциплин с этнокультурной ориентацией.

    Образовательная программа "Этнокультурные традиции Урала" обогащает образование учителя совершенно новым содержанием, организованным в самостоятельный курс. Впервые в сознание личности закладываются традиционные этнокультурные знания, максимально приближенные к её жизненным (в том числе хозяйственным, бытовым) интересам, гармонизующие все стороны деятельности человека. В этом сближении сущностных сил культуры и образования заключается гуманистический и инновационный смысл ОП.

    Отличительной особенностью ОП является интегративная природа её содержания, разработанного на основе разносторонних и междисциплинарных исследований народной культуры методами этнографии и искусствоведения, филологической и музыковедческой фольклористики, этнопсихологии и этнолингвистики, социологии и педагогики. Этническая культура Урала, таким образом, раскрывается на общетеоретическом фундаменте, что придает ОП более широкое значение ВВЕДЕНИЯ В ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЮ.

    Этнокультурологическая специфика содержания ОП определяет и особые пути передачи и освоения информации, основанные на важнейшем для народной культуры принципе вариативности, обеспечивающем жизнеспособность традиции, её постоянное творческое обновление, что также обогащает арсенал современных педагогических технологий.


I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    Программа реализует возмодность приобщения школы к этнокультурным традициям уральского региона, предоставленную базисным учебным планом, в котором федеральный стандарт сочетается с региональным компонентом. Огромные неиспользованные ресурсы этнохудожественного образования, не знающего разделения на теорию практику, обучение и воспитание, органично Формирующего мировоззренческие и поведенческие основы личности, служат естественной и необходимой базой новейшей стратегии образования - преодолению предметоцентризма, достижению культурологической системности, принципам вариативного и деятельностного подходов.

    Предмет обучения: народная культура как традиция, как способ адаптации к конкретной социальной среде и передача информации от поколения к поколению в основном в практических, кизненно целесообразных, в т.ч. невербальных (бесписьменных) формах.

    Методологической основой разработки программы является принцип синхронного раскрытия темы средствами различных языков народной культуры с целью воссоздания синкретичности, целостности, образности восприятия и отражения в сознании человека картины мира в её сущностных связях.

    Главная воспиательно-образовательная цель: ненавязчивое формирование этнокультурного самосознания личности в единстве мировоззренческих и поведенческих аспектов как условие интеграции в мировую культуру.

Локальные цели:

ksmall.gif (66 bytes)- достижение нового качества преподавания фольклора и этнографии в школе: от стихийно-самодеятельного эмпирического опыта на уровень художественно-педагогической деятельности в государственных культурно-образовательных учреждениях;
ksmall.gif (66 bytes)- достижение нового качества преподавания фольклора и этнографии в рамках базовых учебных дисциплин: языка и литературы, истории, природоведения, экологии, психологии, социологии, МХК. ИЗО, музыки;
ksmall.gif (66 bytes)- подготовка специалиста широкого профиля в области традиционной народной культуры с педагогическим образованием по новой специальности "педагог-этнокультуролог".

Задачи:

ksmall.gif (66 bytes)- моделирование лекционно-теоретического содержания ОП как вариативного и разноурознего для удовлетворения запросов учителей разных специальностей и квалификации;
ksmall.gif (66 bytes)- разработка методики развития невербальных форм мышления и коммуникации в художественно-творческой деятельности учащихся актуализация способности образно-целостного восприятия мира в единстве сущностных связей как альтернатива доминированию информационно-логического знания в образовании;
ksmall.gif (66 bytes)- разработка профессиограммы по специальности "педагог - этнокультуролог".

2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Структура программы представляет собой трехуровневую систему:

  1. Лекционный курс, состоящий из относительно самостоятельных, но и органично взаимосвязанных блоков, включающий аудио-, видео- тексты.
  2. Комплекс спецкурсов для индивидуального выбора: народная словесность, музыкальный фольклор, словесный фольклор, детский фольклор, декоративно-прикладное народное творчество, народный костюм и вышивка, народный театр, народная хореография, народная игра. В перспективе: этнолингвистика, этномузыкознание, этнопедагогика.
  3. Индивидуально-творческие формы деятельности как результат усвоения традиции и способности к её трансмиссии в иную среду; авторская программа предмета, программа 'фольклорно-этнографической экспедиции для школьников! систематизированные и оформленные записи современного детского фольклора; разработка сценария календарного праздника; сценарий спектакля в традициях народного театра; тематическая выставка декоративно-прикладных изделий учащихся и т.д.

В структуру отдельного тематического блока лекционного курса входит:

  • - программа, тезисы (или текст) лекции;
  • - иллюстративно-художественный ряд (аудио-, видео- записи );
  • - список литературы.

    Функцию смыслового стержня, единого для всех его блоков выполняет понятийно-терминологический словарь "ЭТНОС. КУЛЬТУРА. ВОСПИТАНИЕ."

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • - новый уровень этнокультурного и ??? гравда
  • - формирование профессиональных и жизненных ??? в контексте проблем этнорегионального развития;
  • - подготовка специалиста, способного про ??? ботать учебную или комплексную этнокультурную ??? и воплотить её в конкретных местных условиях.

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Историко-теоретичесний раздел программы.

    Основные понятия: этнос, традиция, культура. Этнос как явление. Основные свойства и признаки. Этническре самосознание. Этнос и язык. Языковая картина Урала. Этимология, сущность и понятие термина "традиция". Этнические традиции культуры Урала: ландшафтная специфика, производящее хозяйство и т.д.. обычаи, обряды и т.д. Этнические стереотипы поведения. Язык и поведение. Этимология понятия "культура". Типология культуры. Этнознаковые функции культуры. Понятие "традиционная народная культура". Традиционное народное творчество как форма памяти, ориентированная на сохранение связи с прошлым во имя будущего, накопление сведений о закономерном и оъективном, о порядке, а не его нарушении. Календарь, обряд, ритуал как символы бесписьменного типа культуры. Фольклор и народная музыкальная культура Урала: история формирования, система нанров, жанровая стилистика. Этническая история Урала в легендах, мифах, сказаниях. Межэтнические контакты и их проявление в фольклоре. Традиционная народная культура в зеркале диалектного словаря.

Литература:

  • Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  • Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. СПб., 1993.
  • Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980.
  • Лотман Й.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970.
  • Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.
  • Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Л., 1976.
  • Рождественская С. Б. Этническое самосознание и современный быт // Дизайн - социалистическому обществу; Материалы Международного симпозиума. М., 1986, с. 70-72.
  • Чагин Г.Н. Отражение взаимодействия человека и природы в духовной жизни северных крестьян Прикамья Х1Х-ХХ вв. // Проблемы и тенденции развития Верхнекамского региона: история, культура, экономика. Березники, 1992.
  • Червинский П.П. Семантический язык фольклорной традиции. Ростов-на-Дону, 1989.
  • Этнознаковые функции культуры. М., 1991.

2. Фольклорно-этнографический раздел программы.

    Основные понятия: традиционная бытовая культура, Народные знания, фольклор, народное искусство. Традиционная бытовая культура как совокупность всех явлений жизненного уклада традиционного общества: трудовая деятельность, бытовая практика, отношения в семье и обществе, соционормативная культура. Универсальный характер человеческой деятельности. Органичность связи "между создаваемой вещью, строением человеческого тела, социальной организацией коллектива и представлениями об устройстве мира" (А.К.Байбурин). Специфика содержания категории "знание" в традиционной культуре. Отсутствие разделения на рациональные "правильные" знания (отношение к природе, производящему хозяйству технологии и т.д.) и иррациональныаи (религиозные представления, суеверия, магия, заклинания, астрономические и метеорологические знания, мифология и т.д.). Модель мира в традиционной народной культуре. Целостность представлений о мире. Нерасторжимость семантических, мировоззренческих, функциональных связей вне деления на прагматические и идеологическое. Фольклор - устное народное поэтическое творчество как художественное выражение различных традиционных знаний и представлений. Ограниченность филологического подхода, "выключившего" Фольклор из целостного явления традиционной народной культуры. Искусственность разделения фольклора на словесный и музыкальный. Стремление к преодолению словившегося стереотипа в современных исследованиях. Пограничные дисциплины (этнолингвистика, этнопсихология, этномузыкознание и др.), субдисциплины (историческая этнография и др.) междисциплинарные исследования. Новые подходы к "устности" фольклорной традиции. Расширение "фольклорного пространства" за счет изменений в структуре жизненного уклада современного общества. Эстетика фольклора. Этнические и художественные особенности фольклора Урала. Народный календарь как явление духовной культуры. Пространство, время и хронология народного календаря. Содержание и философия годового жизненного цикла: будни и праздники. Годовой календарный цикл как структура жизненного уклада. Святки. Масленица. Весенне-летний календарь. Обряд в календарном цикле. Музыка народного календаря (местная традиция). Дом как мир. Символика жилища. Деревянное зодчество Урала. Художественная резьба и роспись по дереву (уральская традиция). Семья в традиционном обществе. Состав семьи (типы, формы, демографические события жизненные циклы; дети в семье). Этнокультурные традиции семейного воспитания. Семейные обряды. Свадьба. Музыка семейной обрядности. Свадебная одежда. Семья на Урале сегодня: демографический аспект. Народные праздники и увеселения. Народный театр. Смеховая культура. Смеховые жанры уральского фольклора. Игровая культура русского населения Урала и её традиции. Народные состязания и борьба. Народное искусство. Этнографический и искусствоведческий подходы. Параллелизм и взаимодействие с профессиональным искусством. Народное искусство Урала. Местные стили. Необходимость сочетания дифференцированного и интегративного подходе в изучении, восприятии и передаче информации этнокультурного наследия новому поколению.

Литература:

  • Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян Л., 1983.
  • Громыко М.м. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян ХУ111-Х1Х вв. // Русские: Семейный и общественный быт. М., 1989.
  • Денисова И.М. Дерево-дом-храм в русском народном искусстве. / Советская этнография, 1990. № 6, с. 100
  • Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.
  • Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историкоэтнографический источник. М., 1978.
  • Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские (В связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной) / М., 189 СПб., 1994.
  • Очерки по истории народных верований. М., 1956.
  • Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 1-1У. М., 1986 1991.
  • Топорков А.П. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры. Л., 1989.
  • Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаичный ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.

3. Этнопедагогический раздел программы.

    Основные понятия: этнокультурные традиции, воспитание, педагогика культуры (этнокультуры). Мир детства в традиционном обществе. Традиционные формы воспитания детей у русского и нерусских народов по этнографическим источникам. Детство и этнокультурная среда как предмет социо-, психолого-, педагогических исследований, фольклор - как художественно-мировоззренческая концепция народного воспитания и обучения. Детский фольклор: взрослый мир глазами детей. Дети кануна, XXI века. Этнокультурная среда современного
города. Менталитет современного молодого поколения. Современные дети и народная культура. Традиционная народная культура и этнокультурологическое направление в современном образовании. Методологическое обоснование этого процесса. Освоение культурного наследия и включение его в мир своей жизни и представлений о мире - общая основа для созидательной традиционной деятельности народа и для научной теории (культурно-историческая психология и деятельностный подход) Выготского-Леонтьева. Этнокультурные традиции воспитания - тема современных педагогических исследований. Этнопедагогические исследования в педагогики. Народная школа и её традиции на Урале.

Литература:

  • Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.
  • Волков Г.Н. Педгогина жизни. Мир детства. Царство мудрости Чебоксары, 1989.
  • Г.А. Учение и воспитание в отзывах пословиц и поговорок //"Кунгуро-Красноуфимский край". Кунгур, 1925,  №№ 8-10.
  • Комарова Г.А. О понятии "этнопедагогика" в советской этнографической и педагогической науке // Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980.
  • Лотман Ю.М. Проблема "обучения культуре" как её типологическая характеристика // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971, с. 167-177.
  • Мельников М.-Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики//Сибирский фольклор. Вып. 2. Новосибирск, 1971, с. 78-99.
  • Некрылова А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории: Традиционноые формы воспитания у русских крестьян в
    ХIХ-начале XX в. СПБ., 1992.
  • Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований: К проблеме этнографии детства // Со
    ветская этнография, 1983, № 3, с. 34-35.
  • Российский менталитет: история и современность (Сб. науч. тр.). СПб., 1993.
  • Школьный быт и фольклор. Ч. 1 и 2. Таллин, 1992.

5. СПЕЦКУРСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

Славянская азбука
Народная словесность
Этнолингвистика
Музыкальный фольклор
Словесный фольклор
Детский фольклор
Народный театр
Декоративно-прикладное народное творчество
Деревянное зодчество Урала
Народный костюм
Народный календарь
Народная хореография
Традиционная игровая культура
Этнопедагогика

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Понятийно-терминологический словарь "Этнос. Культура. Воспитание". Ред.-сост. Н.П.Лабзенко.

2. Этнокультурные традиции российского воспитания и образования содержание, методология, опыт. Аннотированный библиографический указатель систематизированной литературы. Сост. Н.П.Лабзенко

3. Традиционная духовная культура Урала. Этноидеографический словарь. Сост. О.В.Востриков.

4. Традиционный и современный детский песенный фольклор. Сб. Сост. Т.И.Калужникова.

6.Народный календарь: Методическое пособие (для дошк.-шк. учр. Автор М.Г.Казанцева. Традиционная игровая культура русского населения Урала: Хрестоматия. Сост. О.И.Станкевич.

7 Народный календарь Урала. Авт.-сост. Т.И.Калувникова.

Традиционная игровая культура: русские народные игры. Аннотированный библиографический указатель. Сост. О.И.Станкевич.

9. Материалы специализированных фондов УрГУ, УГК.Дома фольклора (на основе совместно разработанных программ).

10. Информационное и научно-методическре обеспечение программ изучения, сохранения и трансляции, традиционной народной культуры, разрабатываемое Свердловским областным Домом фольклора на основе новейших компьютерных технологий: звуковая антология
традиционной народной музыки Урала, учебные видеофильмы, обучающие интерактивные программы и обучающие игры на СД-RОМ дисках.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ.

    Образовательная программа "Этнокультурные традиции Урала" рассчитана на переподготовку не более 25 человек, делящихся на
две подгруппы при изучении спецкурсов и практическом освоении традиционного народного творчества. ОП предполагает также индивидуальные консультации.

    Период реализации программы составляет один год, три академических сессии продолжительностью 7-8 дней при 9ти часовой ежедневной нагрузке. Количество аудиторных часов в период одной сессии 60-55, в т.ч. практических. В межсессионный период каждый слушатель изучает не менее двух спецкурсов по выбору, получает методическую помощь в период прохождения практики и консультации при написании рефератов и др. работ. Кол-во часов межсессионной подготовки - 64: 48 аудит, (два спецкурса по 24 ч.), 1104. (экспертиза практической деятельности слушателя методистом ИРРО) +6 ч. индивид коне.

Общий объем часов ОП - 244 ч.

Формы межсессионной учебы:

  1. Спецкурсы (24 лекц.ч.). Проводятся на базе специальных учебных заведений.
  2. Художественно-педагогическая практика (или работа по специальности) под наблюдением специалиста (24 дня).
  3. Написание рефератов, курсовых или дипломных работ.
  4. Создание индивидуальных художественно-творческих программ.
  5. Консультации.

Контрольные формы подведения итогов обучения:

  1. Этнопсихологическое тестирование (на основе профессиограммы "педагог-этнокультуролог" ).
  2. Характеристика слушателя, данная методистом ( преподавателем (ИРРО) по итогам художественно-педагогической практики.
  3. Представление индивидуальных художественно-творческих работ.
  4. Защита рефератов, проектных, курсовых и дипломных работ.
  5. Балльная оценка по теоретическому разделу ОП (накапливается по результатам всего периода обучения).
  6. Общая рейтинговая оценка

ВИДЫ И ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ОТЧЕТНЫХ РАБОТ

  1. Фольклорно-этнографическая программа для летнего лагеря отдыха школьников.
  2. Программа фольклорно-этнографической экспедиции для школьников.
  3. Систематизированные и оформленные записи современного школьного фольклора.
  4. Сценарий календарного праздника.
  5. Сценарий спектакля в традициях Народного театра.
  6. Фольклорно-сценическая программа.
  7. Тематическая выставка декоративно-прикладных изделий школьников с комментариями.
  8. Самостоятельно выполненные изделия: народная роспись, резьба по дереву, плетение, вышивка, игрушка, керамика и комментариями.

9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Историко-теоретический раздел программы

1.1 Культурологический подход к освоению исторического наследия.
1.2 Этническая карта Урала: языки и анреды культуры.
1.3 Хозяйственно-бытовая и промышленно-производственная культура горнозаводского Урала.
1.4 Пространственно-временные категории в традиционной культуре.
1.5 Народный календарь как Способ упорядочения и гармонизации духовной и материальной жизни общества.
1.6 Ритуал, обряд, обычай - основные категории соционормативной культуры этноса.
1.7 Традиции и традиционализм
1.8 Историческое значение и вклад Урала в летопись Российского государства
1.10 Социально-экономический смысл введения этнокультурных знаний в содержание регионального образования.

2. Фольклорно-этнографичекий раздел программы

2.1 Обоснование современного интереса к этнографическим (этнологическим )знаниям.
2.2 Народное творчество - художественная летопись народоведения.
2.3 Фольклорная модель мира.
2.4 От универсализма человеческой деятельности в традиционной культуре к педагогической теории деятельностного подхода в образовании.
2.5 Различия эстетичесного отношения к действительности в традиционной и профессиональной культуре.
2.6 Метаязык народного искусства.
2.7 Обряд как эстетизированная форма традиционного поведения.
2.8 Календарные и семейные обряды в сознании современного горожанина.
2.9 Фольклор как часть культурной кизни современного Екаринбурга.
2.10 Национальные мотивы в имидже современной моды.
2.11 Фольклорно-этнографические экспозиции в музеях городов Урала.

3. Этнопедагогичесний раздел программы

3.1 Ценности и смыслы этнокультурного образования.
3.2 Понятие "этнопедагогика" в этнографической и педагогической науке.
3.3 Дети и детство в трудах русских этнографов.
3.4 Роль и место детей в годовом календарном цикле.
3.5 Система и принципы воспитания детей в традиционном обществе.
3.6 Опыт этнокультурного образования в современных школах народною культуры.
3.7 Терминология этнокультурного образования.
3.8 Формирование этнокультурного сознания в современной школьной среде.
3.9 Фольклорный синкретизм - методологический эквивалент интегративного принципа моделирования содержания образовательных
программ
3.10 Дидактическая роль фольклора в формировании творческой личности.
3.11 Отражение особенностей детского мышления в детском фольклоре.
3.12 От дифференциации знания (предметоцентризм) через интеграцию (образовательные области) к целостности эмоционально-образного и системно-научного мышления (мировоззрение).
 

uc.gif (4361 bytes)

 

Автор: Лабзенко Н.П. зав. лабораторией этнокультурных проблем регионального образования