|
«ДЕТИ. КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ» (1998 -
2001 гг.)
Подпрограмма «Этнос»
(Межведомственный проект)
Объяснительная записка к подпрограмме
В 70-е годы в России
зародилось молодежное фольклорное движение. Оно
возникло в городской студенческой среде:
студенты - филологи, музыковеды и композиторы в
учебных фольклорных экспедициях,
соприкоснувшись с традиционной крестьянской
культурой, предпринимали первые попытки
воссоздания образцов песенного фольклора в
этнографически достоверном звучании. Новизна,
многообразие форм, импровизационная природа
народного музицирования явили мир особой -
традиционной свободы и возможности
максимального спонтанного раскрытия личности
через коллективное творчество - то, что так
привлекательно для молодых. Такие неформальные
группы возникли в Санкт-Петербургской,
Московской, Новосибирской консерваториях, Вологодском педагогическом
институте, Уральском университете и др. В ряде
городов (Москва, Санкт-Петербург) проходили и
абонементные фольклорные концерты, организуемые
консерваторией и Союзом
композиторов с приглашением аутентичных
фольклорных групп. Большой интерес вызвала
деятельность ансамбля Д. Покровского, гастроли
которого прошли по всей России.
К концу 80-х годов явление
фольклорного «андеграунда», открестившись от
системы советского культпросвета, оформилось и
окрепло. Фольклорное движение стало не просто
направлением в искусстве, но движением этнокультурным,
поставившим проблематику преемственности
традиций, воссоздания устного механизма их
передачи от старшего поколения молодому и далее -
детям.
На гребне волны движения в
1989 году была провозглашена общественная
организация - Российский союз любительских
фольклорных ансамблей (РСЛФА),
созданная во имя изучения и воссоздания
фольклорных традиций русского народа как
неотъемлемой части отечественной культуры и
современного культурного процесса.
Восстановление и укрепление
системных связей фольклора как важнейшего
компонента национальной культуры, воспитание
подрастающего поколения в контексте опыта,
выработанного и накопленного этносом в течение
тысячелетий - одна из основных уставных целей Союза.
Многие лидеры фольклорных
групп впоследствии стали создателями и
руководителями Центров фольклора (Областных - в
Новосибирске и Екатеринбурге,
Республиканского в Санкт-Петербурге, десятков
районных и городских по всей России), авторами
программ подготовки специалистов (А.М. Мехнецов -
первого в России музыкально-этнографического
отделения в Санкт-Петербургской консерватории,
Г. П. Парадовская - в Вологодском
педагогическом, Сысоева Г.
Я.. - в Воронежском институте искусств),
авторских программ приобщения детей к фольклору,
краеведению, этнографии и т.д. и т.п.
Фактически указанные
учебные заведения - единственные в стране,
готовящие кадры именно специалистов широкого
профиля с педагогической квалификацией.
Создание соответствующих отделений в Вузах
культуры и образования - задача первостепенной
важности. На государственном уровне проблема
подготовки педагогических кадров по этнической
культуре решается «точечно», в то время как
огромная армия любителей-энтузиастов
свидетельствует о все возрастающем интересе и
потребности общества в таких кадрах.
РСЛФА
объединяет творческие коллективы фольклорных
ансамблей, центров и школ народной культуры,
студий системы дополнительного образования на
основе активного познания комплексного
собирания и освоения народных традиций в их
этнической самобытности и многообразии. На
сегодняшний день в поле деятельности Союза - около 500 творческих групп,
коллективов более чем из 50 регионов России.
Общение коллективов на
Всероссийских творческих мастерских, проводимых
всегда в рамках фестивалей Союза,
выработка ими совместного опыта в тесном
контакте с учеными-фольклористами, этнографами,
искусствоведами дает возможность концентрации
опыта учебно-воспитательной и
научно-практической работы, а также успешного
функционирования системы семинаров-практикумов,
проводящихся Правлением Союза
с 1991 года, а с 1996 г. совместно с Отделом
дополнительного образования МОПО РФ.
Необходимость обобщения
опыта и выхода к широкому кругу учителей и
работников культуры обусловливает и
издательскую деятельность Союза.
Сохранность архаичных пластов традиционной
культуры России, давно утраченных в Европе,
делает эту работу уникальной: осуществляя
публикации регионального фольклора, вводя в
научный оборот новый экспедиционный материал, Союз делает достоянием общества
часть культурного наследия России, находящуюся
на грани исчезновения.
На протяжении ряда лет Союз проводит крупномасштабные
фольклорные мероприятия, съезды, в рамках
которых научно практические конференции по
проблемам современного фольклорного движения,
творческие мастерские и конкурсы фольклорных
коллективов, семинары-практикумы сочетаются с
народными гуляниями и фольклорными концертами
(напр., Всероссийские научно-практические
конференции «Дети и традиционная народная
культура» в Москве в 1996 г., «Традиционная мужская
культура восточных славян» в г. Твери в 1997г.).
Подобные мероприятия проводятся при участии
областных органов культуры и образования, а в
работе конференций принимают участие
государственные научные учреждения, такие как Государственный
фольклорно-этнографический центр МК РФ г.
Санкт-Петербург, Московский педагогический
университет, Московская консерватория, Областные Дома фольклора г.
Екатеринбурга и Новосибирска и др.( Всего
проведено 17 фестивалей, 3 научно-практические
конференции, 8 Всероссийских семинаров (съездов)).
Правление РСЛФА
проводит эту работу в жизнь, выполняя основные
задачи, стоящие перед ним как главным органом
всего фольклорного движения:
- консолидация и координация всех творческих сил;
- концентрация опыта учебно-воспитательной и
научно-практической работы, обучение кадров;
- пропаганда высоких критериев народной
художественной культуры, традиционных способов
ее воспроизводства, приобщение к ней
подрастающего поколения.
С этой целью Правление Союза создает следующие
структуры, необходимые для нормального
функционирования всей системы:
- местные региональные отделения
(представительства) при наличии в регионе
базового коллектива-члена Союза;
- узел в Интернете, посвященный традиционной
народной культуре;
- учебно-образовательную систему переподготовки
и повышения квалификации кадров по фольклору
системы образования и культуры;
- издательство книжной, видео-, аудио- продукции
материалов по фольклору;
- банк данных по фольклорным коллективам - архив
фото-, видеоматериалов, творческие анкеты
коллективов, рекламная продукция фестивалей и
пр.
Предлагаемая подпрограмма
представляет собой модель взаимодействия
государственных и общественных структур,
занимающихся вопросами возрождения
традиционной народной культуры и воспитания
детей и юношества на ее основе.
Основная цель подпрограммы
«Этнос»- воссоздание этнокультурного
пространства и воспитание подрастающего
поколения на основе традиционных
духовно-нравственных и художественных
ценностей.
Подпрограмма
предусматривает решение следующих задач:
- развитие молодежного фольклорного движения на
основе взаимодействия системы образования и
культуры с общественной организацией
- воссоздание этнографически достоверных
способов и методов передачи местной
региональной культурной традиции во всех видах
художественного творчества
- совершенствование профессионального
мастерства руководителей фольклорных
коллективов, педагогов - фольклористов
- создание и апробирование программ и
методических пособий по фольклору для работы с
детьми и подростками
- внедрение в фольклорную практику передового
педагогического опыта
- создание экспериментальных площадок на базе
ведущих детских фольклорных коллективов, студий
художественного прикладного творчества
- формирование базы данных по этнопедагогике
- создание системы информационного обеспечения
подпрограммы
I. На сегодняшний день
переподготовкой кадров по специальности
“педагог - этнокультуролог” занимается
Институт развития регионального образования
Департамента образования Правительства
Свердловской области.
В системе культуры - две
специальности: «Народная художественная
культура» в Московском университете культуры,
готовящая педагогов этнологов,
специализирующихся в области теории и истории
традиционной художественной культуры и
«Музыкальная фольклористика» (0510.01) в
Санкт-Петербургской консерватории и Воронежском
институте искусств, которая позволяет готовить
специалистов с квалификацией и
исследователя-собирателя и педагога - практика,
руководителя фольклорной группы, нацеленного на
практическую работу с детской и молодежной
фольклорной группой. Подобная программа создана
и работает на Музыкальном отделении Вологодского
педагогического университета, но как
специальность в системе высшего педагогического
образования этот опыт до сих пор не утвержден. (!).
Потребность общества в специалистах подобного
профиля возрастает, однако план приема на эти
специальности сокращается, и отделения по данным
специальностям в Вузах культуры и образования не
открываются.
Эту потребность в
переподготовке кадров решает успешно
Учебно-методический отдел Правления Российского союза любительских
фольклорных ансамблей, хотя делать это без
финансовой поддержки государства становится с
каждым годом все труднее:
С 1991 года Правление проводит
недельные семинары- практикумы для
руководителей фольклорных коллективов,
методистов по народному творчеству, работников
культуры и образования, приезжающих со всей
России. Занятия проводятся ведущими
фольклористами и представляют опыт фольклорных
групп, воссоздающих местные локальные традиции
русской крестьянской культуры.
Семинары отражают
комплексный подход в деле освоения традиционной
культуры и включают в себя проблематику
экспедиционно - собирательской работы, методику
освоения музыкально-танцевального фольклора и
прикладных ремесел, общетеоретические вопросы
фольклористики и этнологии.
Занятия сопровождаются
показом видео- и аудиоматериалов, слайдами.
Слушателям предоставляется возможность
творческих встреч с фольклорными коллективами,
посещение открытых уроков и репетиций, фондов
народной одежды в музеях.
Семинары, проводимые Союзом, предоставляют
уникальную возможность привлекать опытных
педагогов и руководителей фольклорных ансамблей
не только из разных учреждений культуры и
образования: консерватории и института им.
Гнесиных, МГУКа и Дворца детского творчества на
Воробьевых горах, но и неформальных творческих
групп. Это не под силу ни одному государственному
учреждению! С 1991 года проведено около 60
семинаров-практикумов, на которых прошли курс
обучения около тысячи педагогов и руководителей
фольклорных групп и около 30 творческих
мастерских и лабораторий на фестивалях и
конференциях Союза.
Необходима организация и
проведение на базе учебно-методического отдела
РСЛФА курсов повышения квалификации и
переподготовки педагогических и методических
кадров системы дополнительного образования.
II. Правление РСЛФА создает
программно-методическое обеспечение семинаров,
выпуская совместно с Минобразования РФ и
издательством «Родникъ» альманахи
«Традиционная народная культура» и
«Традиционные промыслы и ремесла», имеющие
направленность и на
специалистов-исследователей, и на широкий круг
педагогов-практиков, так как снабжены
аудиоприложениями и нотами. В 1998 году
планируется серия «Заповедные традиции
России», в которой выйдут материалы по детскому
фольклору разных регионов России с нотами,
аудиоприложениями.
Выпущены видеокассеты с
серией «Мир русской деревни» о различных
народных умельцах, исполнителях народной музыки
разных регионов ( 15 кассет по 90 минут) и серия
«Музыкальный фольклор казаков Дона» (4 кассеты по
90 мин.)
«Золотой фонд русского фольклора на
аудиокассетах» (90 кассет по 60 и 90 минут) -
постоянно пополняется, вводятся архивные
материалы Московской консерватории, Фольклорной
комиссии Союза композиторов РФ и частных
коллекций.
В Правлении фактически
создается федеральный банк данных
(творческие коллективы, методики и технологии,
педагогический опыт, научно-методические
материалы), чего нет ни в одном учебном или
исследовательском учреждении, и работа эта также
требует внимания и помощи всех заинтересованных
государственных организаций.
III. Необходимо введение в
систему общего и дополнительного образования
специальных предметов по народной музыкальной и
художественно-изобразительной культуре. Есть
опыт перестраивания работы начальной школы, где
ряд предметов (физкультура, труд, музыка,
рисование) преподается на основе приобщения
школьников к местным видам народного творчества
(напр., в Новосибирске, Ульяновске, Магнитогорске,
Екатеринбурге и др.) или известная программа
«Фольклор и родное слово» Кореповой из Нижнего
Новгорода. Возникают и школы народной культуры
(г. Вологда), учебно-воспитательные
этнокультурные центры (г. Екатеринбург) с
инновационными программами.
Особенно широкие
возможности для совершенствования содержания и
форм развития фольклорной работы с детьми дает
система дополнительного образования. Досуговые
формы работы с детьми на основе
календарно-обрядового и семейно-бытового циклов
народной культуры предполагают более активное
включение родителей в жизнь ребенка, позволяют
восстановить утраченные связи между поколениями
на основе общего дела. Однако эти возможности
почти не используются ввиду отсутствия
достаточного количества педагогических кадров,
реально владеющих знаниями и пониманием
специфики этнокультурной работы с детьми.
IV- V. Работа с одаренными
детьми по данному направлению должна идти по
пути выявления детей, обладающих способностями
как в самом виде творчества, так и в способностях
передавать полученные знания и навыки более
младшим, через формы народной игры и
социоигровой педагогики, и народная культура
дает такой опыт. Это позволило бы заложить
прочный фундамент в дело воспитания будущих
педагогов.
Трудно переоценить этот
опыт и в плане объединения и сплочения детского
коллектива по модели большой семьи, где каждый
имеет свою задачу, свою ответственность, при
работе в детских домах. Социальная адаптация и
реабилитация через овладение народными
ремеслами для глухонемых, музыкальным
фольклором для слепых очевидна, так как она
позволит приобрести и необходимую профессию.
VI. Необходимо создание
системы детских лабораторий фольклора, клубов
народной игры, этнографических мастерских по
воссозданию народного костюма, фольклорных
студий, в системе Домов детско-юношеского
творчества, опираясь на опыт коллективов
этнокультурного направления разных регионов. А
также школ народной культуры, Центров
традиционной народной культуры по изучению и
освоению местных традиций.
VII. По научному
обеспечению реализации подпрограммы «Этнос»
весьма важно и необходимо:
- - ежегодное проведение Всероссийской научно-
практической конференции «Дети и традиционная
народная культура» (ХI Виноградовские чтения) с
открытой творческой мастерской детско-юношеских
коллективов (ежегодно). Одна из секций этой
конференции посвящается вопросам
программно-методического обеспечения
деятельности фольклорных коллективов;
- - проведение Всероссийского конкурса авторских
программ и учебных пособий разных
образовательных учреждений по этнокультурной
работе с детьми;
- - подготовка и издание образовательных
программ, учебных планов, учебно-методических
материалов и пособий, а также
научно-методическое консультирование педагогов,
работа с авторами программ должна также стать
задачей для некоего федерального
общественно-государственного координационного
центра, в который могли бы войти Отдел
дополнительного образования министерства и
Учебно-методический отдел Правления РСЛФА.
VIII. Для повышения уровня
руководства, координации и интегрирования
необходимо:
- - создание постоянно действующей
межведомственной рабочей группы координации
работ по реализации подпрограммы “Этнос” на
основе выработанного Положения и при участии РСЛФА;
- - создание региональной сети координаторов
подпрограммы;
- - ежегодное проведение совещаний координаторов
подпрограммы.
IX. Пропаганда и
стимулирование развития этнокультурного
направления в работе с подрастающим поколением
должна осуществляться с помощью следующих мер:
- формирование Всероссийского календаря
массовых фольклорных мероприятий;
- разработка системы проведения Всероссийского
детско-юношеского фольклорного конкурса
(муниципальный- региональный- федеральный
уровни);
- проведение ежегодных профильных смен в детских
оздоровительных лагерях России при участии
коллективов РСЛФА, с использованием такой важной
формы работы как открытая творческая мастерская
- систематическое освещение реализации
подпрограммы «Этнос» в средствах массовой
информации.
| |