Начальная страница.

Молитва о спасении Державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений

Книги по соответствующей тематике

Что почитать-полистать

Всем, кто любит песню. Народную, имеется в виду

Специально для любителей популярного жанра

Фольклорные ансамбли - преемники традиций

Как связаться с профильными организациями

Авторские публикации

Народный русский именослов

Казачьему роду - нет переводу

Люди, о которых надо сказать особо

Наиболее часто задаваемые вопросы

 
 

     



ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«ДЕТИ. КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ» (1998 - 2001 гг.)

Подпрограмма «Этнос»

(Межведомственный проект)

Объяснительная записка к подпрограмме

    В 70-е годы в России зародилось молодежное фольклорное движение. Оно возникло в городской студенческой среде: студенты - филологи, музыковеды и композиторы в учебных фольклорных экспедициях, соприкоснувшись с традиционной крестьянской культурой, предпринимали первые попытки воссоздания образцов песенного фольклора в этнографически достоверном звучании. Новизна, многообразие форм, импровизационная природа народного музицирования явили мир особой - традиционной свободы и возможности максимального спонтанного раскрытия личности через коллективное творчество - то, что так привлекательно для молодых. Такие неформальные группы возникли в Санкт-Петербургской, Московской, Новосибирской консерваториях, Вологодском педагогическом институте, Уральском университете и др. В ряде городов (Москва, Санкт-Петербург) проходили и абонементные фольклорные концерты, организуемые консерваторией и Союзом композиторов с приглашением аутентичных фольклорных групп. Большой интерес вызвала деятельность ансамбля Д. Покровского, гастроли которого прошли по всей России.

    К концу 80-х годов явление фольклорного «андеграунда», открестившись от системы советского культпросвета, оформилось и окрепло. Фольклорное движение стало не просто направлением в искусстве, но движением этнокультурным, поставившим проблематику преемственности традиций, воссоздания устного механизма их передачи от старшего поколения молодому и далее - детям.

    На гребне волны движения в 1989 году была провозглашена общественная организация - Российский союз любительских фольклорных ансамблей (РСЛФА), созданная во имя изучения и воссоздания фольклорных традиций русского народа как неотъемлемой части отечественной культуры и современного культурного процесса.

    Восстановление и укрепление системных связей фольклора как важнейшего компонента национальной культуры, воспитание подрастающего поколения в контексте опыта, выработанного и накопленного этносом в течение тысячелетий - одна из основных уставных целей Союза.

    Многие лидеры фольклорных групп впоследствии стали создателями и руководителями Центров фольклора (Областных - в Новосибирске и Екатеринбурге, Республиканского в Санкт-Петербурге, десятков районных и городских по всей России), авторами программ подготовки специалистов (А.М. Мехнецов - первого в России музыкально-этнографического отделения в Санкт-Петербургской консерватории, Г. П. Парадовская - в  Вологодском педагогическомСысоева Г. Я.. - в Воронежском институте искусств), авторских программ приобщения детей к фольклору, краеведению, этнографии и т.д. и т.п.

    Фактически указанные учебные заведения - единственные в стране, готовящие кадры именно специалистов широкого профиля с педагогической квалификацией. Создание соответствующих отделений в Вузах культуры и образования - задача первостепенной важности. На государственном уровне проблема подготовки педагогических кадров по этнической культуре решается «точечно», в то время как огромная армия любителей-энтузиастов свидетельствует о все возрастающем интересе и потребности общества в таких кадрах.

    РСЛФА объединяет творческие коллективы фольклорных ансамблей, центров и школ народной культуры, студий системы дополнительного образования на основе активного познания комплексного собирания и освоения народных традиций в их этнической самобытности и многообразии. На сегодняшний день в поле деятельности Союза - около 500 творческих групп, коллективов более чем из 50 регионов России.

    Общение коллективов на Всероссийских творческих мастерских, проводимых всегда в рамках фестивалей Союза, выработка ими совместного опыта в тесном контакте с учеными-фольклористами, этнографами, искусствоведами дает возможность концентрации опыта учебно-воспитательной и научно-практической работы, а также успешного функционирования системы семинаров-практикумов, проводящихся Правлением Союза с 1991 года, а с 1996 г. совместно с Отделом дополнительного образования МОПО РФ.

    Необходимость обобщения опыта и выхода к широкому кругу учителей и работников культуры обусловливает и издательскую деятельность Союза. Сохранность архаичных пластов традиционной культуры России, давно утраченных в Европе, делает эту работу уникальной: осуществляя публикации регионального фольклора, вводя в научный оборот новый экспедиционный материал, Союз делает достоянием общества часть культурного наследия России, находящуюся на грани исчезновения.

    На протяжении ряда лет Союз проводит крупномасштабные фольклорные мероприятия, съезды, в рамках которых научно практические конференции по проблемам современного фольклорного движения, творческие мастерские и конкурсы фольклорных коллективов, семинары-практикумы сочетаются с народными гуляниями и фольклорными концертами (напр., Всероссийские научно-практические конференции «Дети и традиционная народная культура» в Москве в 1996 г., «Традиционная мужская культура восточных славян» в г. Твери в 1997г.). Подобные мероприятия проводятся при участии областных органов культуры и образования, а в работе конференций принимают участие государственные научные учреждения, такие как Государственный фольклорно-этнографический центр МК РФ г. Санкт-Петербург, Московский педагогический университет, Московская консерватория, Областные Дома фольклора г. Екатеринбурга и Новосибирска и др.( Всего проведено 17 фестивалей, 3 научно-практические конференции, 8 Всероссийских семинаров (съездов)).

    Правление РСЛФА проводит эту работу в жизнь, выполняя основные задачи, стоящие перед ним как главным органом всего фольклорного движения:

  • консолидация и координация всех творческих сил;
  • концентрация опыта учебно-воспитательной и научно-практической работы, обучение кадров;
  • пропаганда высоких критериев народной художественной культуры, традиционных способов ее воспроизводства, приобщение к ней подрастающего поколения.

    С этой целью Правление Союза создает следующие структуры, необходимые для нормального функционирования всей системы:

  • местные региональные отделения (представительства) при наличии в регионе базового коллектива-члена Союза;
  • узел в Интернете, посвященный традиционной народной культуре;
  • учебно-образовательную систему переподготовки и повышения квалификации кадров по фольклору системы образования и культуры;
  • издательство книжной, видео-, аудио- продукции материалов по фольклору;
  • банк данных по фольклорным коллективам - архив фото-, видеоматериалов, творческие анкеты коллективов, рекламная продукция фестивалей и пр.

    Предлагаемая подпрограмма представляет собой модель взаимодействия государственных и общественных структур, занимающихся вопросами возрождения традиционной народной культуры и воспитания детей и юношества на ее основе.

    Основная цель подпрограммы «Этнос»- воссоздание этнокультурного пространства и воспитание подрастающего поколения на основе традиционных духовно-нравственных и художественных ценностей.

    Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

  • развитие молодежного фольклорного движения на основе взаимодействия системы образования и культуры с общественной организацией
  • воссоздание этнографически достоверных способов и методов передачи местной региональной культурной традиции во всех видах художественного творчества
  • совершенствование профессионального мастерства руководителей фольклорных коллективов, педагогов - фольклористов
  • создание и апробирование программ и методических пособий по фольклору для работы с детьми и подростками
  • внедрение в фольклорную практику передового педагогического опыта
  • создание экспериментальных площадок на базе ведущих детских фольклорных коллективов, студий художественного прикладного творчества
  • формирование базы данных по этнопедагогике
  • создание системы информационного обеспечения подпрограммы

    I. На сегодняшний день переподготовкой кадров по специальности “педагог - этнокультуролог” занимается Институт развития регионального образования Департамента образования Правительства Свердловской области.

    В системе культуры - две специальности: «Народная художественная культура» в Московском университете культуры, готовящая педагогов этнологов, специализирующихся в области теории и истории традиционной художественной культуры и «Музыкальная фольклористика» (0510.01) в Санкт-Петербургской консерватории и Воронежском институте искусств, которая позволяет готовить специалистов с квалификацией и исследователя-собирателя и педагога - практика, руководителя фольклорной группы, нацеленного на практическую работу с детской и молодежной фольклорной группой. Подобная программа создана и работает на Музыкальном отделении Вологодского педагогического университета, но как специальность в системе высшего педагогического образования этот опыт до сих пор не утвержден. (!). Потребность общества в специалистах подобного профиля возрастает, однако план приема на эти специальности сокращается, и отделения по данным специальностям в Вузах культуры и образования не открываются.

    Эту потребность в переподготовке кадров решает успешно Учебно-методический отдел Правления Российского союза любительских фольклорных ансамблей, хотя делать это без финансовой поддержки государства становится с каждым годом все труднее:

    С 1991 года Правление проводит недельные семинары- практикумы для руководителей фольклорных коллективов, методистов по народному творчеству, работников культуры и образования, приезжающих со всей России. Занятия проводятся ведущими фольклористами и представляют опыт фольклорных групп, воссоздающих местные локальные традиции русской крестьянской культуры.

    Семинары отражают комплексный подход в деле освоения традиционной культуры и включают в себя проблематику экспедиционно - собирательской работы, методику освоения музыкально-танцевального фольклора и прикладных ремесел, общетеоретические вопросы фольклористики и этнологии.

    Занятия сопровождаются показом видео- и аудиоматериалов, слайдами. Слушателям предоставляется возможность творческих встреч с фольклорными коллективами, посещение открытых уроков и репетиций, фондов народной одежды в музеях.

    Семинары, проводимые Союзом, предоставляют уникальную возможность привлекать опытных педагогов и руководителей фольклорных ансамблей не только из разных учреждений культуры и образования: консерватории и института им. Гнесиных, МГУКа и Дворца детского творчества на Воробьевых горах, но и неформальных творческих групп. Это не под силу ни одному государственному учреждению! С 1991 года проведено около 60 семинаров-практикумов, на которых прошли курс обучения около тысячи педагогов и руководителей фольклорных групп и около 30 творческих мастерских и лабораторий на фестивалях и конференциях Союза.

    Необходима организация и проведение на базе учебно-методического отдела РСЛФА курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических и методических кадров системы дополнительного образования.

    II. Правление РСЛФА создает программно-методическое обеспечение семинаров, выпуская совместно с Минобразования РФ и издательством «Родникъ» альманахи «Традиционная народная культура» и «Традиционные промыслы и ремесла», имеющие направленность и на специалистов-исследователей, и на широкий круг педагогов-практиков, так как снабжены аудиоприложениями и нотами. В 1998 году планируется серия «Заповедные традиции России», в которой выйдут материалы по детскому фольклору разных регионов России с нотами, аудиоприложениями.

    Выпущены видеокассеты с серией «Мир русской деревни» о различных народных умельцах, исполнителях народной музыки разных регионов ( 15 кассет по 90 минут) и серия «Музыкальный фольклор казаков Дона» (4 кассеты по 90 мин.)

«Золотой фонд русского фольклора на аудиокассетах» (90 кассет по 60 и 90 минут) - постоянно пополняется, вводятся архивные материалы Московской консерватории, Фольклорной комиссии Союза композиторов РФ и частных коллекций.

    В Правлении фактически создается федеральный банк данных (творческие коллективы, методики и технологии, педагогический опыт, научно-методические материалы), чего нет ни в одном учебном или исследовательском учреждении, и работа эта также требует внимания и помощи всех заинтересованных государственных организаций.

    III. Необходимо введение в систему общего и дополнительного образования специальных предметов по народной музыкальной и художественно-изобразительной культуре. Есть опыт перестраивания работы начальной школы, где ряд предметов (физкультура, труд, музыка, рисование) преподается на основе приобщения школьников к местным видам народного творчества (напр., в Новосибирске, Ульяновске, Магнитогорске, Екатеринбурге и др.) или известная программа «Фольклор и родное слово» Кореповой из Нижнего Новгорода. Возникают и школы народной культуры (г. Вологда), учебно-воспитательные этнокультурные центры (г. Екатеринбург) с инновационными программами.

    Особенно широкие возможности для совершенствования содержания и форм развития фольклорной работы с детьми дает система дополнительного образования. Досуговые формы работы с детьми на основе календарно-обрядового и семейно-бытового циклов народной культуры предполагают более активное включение родителей в жизнь ребенка, позволяют восстановить утраченные связи между поколениями на основе общего дела. Однако эти возможности почти не используются ввиду отсутствия достаточного количества педагогических кадров, реально владеющих знаниями и пониманием специфики этнокультурной работы с детьми.

    IV- V. Работа с одаренными детьми по данному направлению должна идти по пути выявления детей, обладающих способностями как в самом виде творчества, так и в способностях передавать полученные знания и навыки более младшим, через формы народной игры и социоигровой педагогики, и народная культура дает такой опыт. Это позволило бы заложить прочный фундамент в дело воспитания будущих педагогов.

    Трудно переоценить этот опыт и в плане объединения и сплочения детского коллектива по модели большой семьи, где каждый имеет свою задачу, свою ответственность, при работе в детских домах. Социальная адаптация и реабилитация через овладение народными ремеслами для глухонемых, музыкальным фольклором для слепых очевидна, так как она позволит приобрести и необходимую профессию.

    VI. Необходимо создание системы детских лабораторий фольклора, клубов народной игры, этнографических мастерских по воссозданию народного костюма, фольклорных студий, в системе Домов детско-юношеского творчества, опираясь на опыт коллективов этнокультурного направления разных регионов. А также школ народной культуры, Центров традиционной народной культуры по изучению и освоению местных традиций.

    VII. По научному обеспечению реализации подпрограммы «Этнос» весьма важно и необходимо:

  • - ежегодное проведение Всероссийской научно- практической конференции «Дети и традиционная народная культура» (ХI Виноградовские чтения) с открытой творческой мастерской детско-юношеских коллективов (ежегодно). Одна из секций этой конференции посвящается вопросам программно-методического обеспечения деятельности фольклорных коллективов;
  • - проведение Всероссийского конкурса авторских программ и учебных пособий разных образовательных учреждений по этнокультурной работе с детьми;
  • - подготовка и издание образовательных программ, учебных планов, учебно-методических материалов и пособий, а также научно-методическое консультирование педагогов, работа с авторами программ должна также стать задачей для некоего федерального общественно-государственного координационного центра, в который могли бы войти Отдел дополнительного образования министерства и Учебно-методический отдел Правления РСЛФА.

    VIII. Для повышения уровня руководства, координации и интегрирования необходимо:

  • - создание постоянно действующей межведомственной рабочей группы координации работ по реализации подпрограммы “Этнос” на основе выработанного Положения и при участии РСЛФА;
  • - создание региональной сети координаторов подпрограммы;
  • - ежегодное проведение совещаний координаторов подпрограммы.

    IX. Пропаганда и стимулирование развития этнокультурного направления в работе с подрастающим поколением должна осуществляться с помощью следующих мер:

  • формирование Всероссийского календаря массовых фольклорных мероприятий;
  • разработка системы проведения Всероссийского детско-юношеского фольклорного конкурса (муниципальный- региональный- федеральный уровни);
  • проведение ежегодных профильных смен в детских оздоровительных лагерях России при участии коллективов РСЛФА, с использованием такой важной формы работы как открытая творческая мастерская
  • систематическое освещение реализации подпрограммы «Этнос» в средствах массовой информации.