Начальная страница.

Молитва о спасении Державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений

Книги по соответствующей тематике

Что почитать-полистать

Всем, кто любит песню. Народную, имеется в виду

Специально для любителей популярного жанра

Фольклорные ансамбли - преемники традиций

Как связаться с профильными организациями

Авторские публикации

Народный русский именослов

Казачьему роду - нет переводу

Люди, о которых надо сказать особо

Наиболее часто задаваемые вопросы

 
 

     



Николай Шантаренков

СОХРАНИМ  ВЕЧНЫЕ   ЦЕННОСТИ

    Есть периоды в истории, когда национальная культура обретает для народа особый смысл и значение. Думается, что мы живем сегодня именно в такой период. Стихийно возникшее в середине 80-х годов в городской среде молодежное фольклорное движение стало быстро распространяться по многим Российским территориям. Через фольклорные праздники, приобщение молодежи к русской народной культурной традиции, через народную песню, игру, русская традиционная культура, теснимая новомодными увлечениями, стала находить себе прибежище и закрепляться в народе. Так возникли в Москве ансамбли “Веретенце”, “Народный праздник”, мужской ансамбль “Казачiй Кругъ” и многие другие. Это были неформальные объединения людей, раньше других ощутивших ностальгию по утраченным в результате политических и социальных катаклизмов национальным культурным ценностям. В 1989 году ряд таких неформальных образований объединился в общественную организацию, которая назвала себя “Российский союз любительских фольклорных ансамблей”. Среди лидеров движения - представители разных профессий, в том числе и профессиональные фольклористы, этнографы, литераторы, педагоги, художники, музыканты... Некоторые имена хотелось бы назвать: А.Мехнецов, С.Жарникова, Г.Парадовская, Е.Дорохова, С.Старостин, Е.Краснопевцева, Н.Гилярова, А.Кабанов, С.Заградская, В.Калугин, А.Налепин, В.Асанов, С.Гавриляченко... “Не по обязанности, а по душе” взялись они двигать то, что многие годы оставалось, да и поныне остается в поле зрения соответствующих государственных структур. Затем присоединились другие, фольклористы-любители, так сказать... Импровизированные фольклорные экспедиции, школы-студии, фольклорные праздники, семинары... Спустя некоторое время в некоторых областях стали формироваться центры традиционной народной культуры. И все это делалось, удерживалось исключительно на энтузиазме, изобретательности тех, кто брал на себя ответственность.

    Общество с ограниченной ответственностью “Издательство РОДНИКЪ” не составляет исключения в этом ряду. Оно было создано в самом конце 1995 года. Его цель - издание и популяризация подлинного русского фольклора среди широких народных масс с ориентацией на детскую и молодежную аудиторию, издание пособий по развитию традиционных ремесел для школ, центров традиционной культуры, а также издание полноценного репертуара, в т.ч. современного, методических пособий по разным видам художественной деятельности в школах, гимназиях, центрах детского творчества.

    Мы исходили из того, что, во-первых, в России крайне мало и явно недостаточно периодических изданий, освещающих русский фольклор, а во-вторых, даже те немногие, какие имеются, не решают в должной мере задач практического овладения народной культурной традицией, а именно эти задачи мы считали и считаем наиболее важными, когда заходит речь о русском фольклоре. С другой стороны, имея возможность наблюдать за развитием ситуации, так сказать, изнутри - встречаясь с самой разной аудиторией во время выступлений и поездок по стране в составе ансамбля “Казачiй Кругъ”, мы видели неизменный и совершенно неистребимый интерес людей к своей корневой культуре, при повсеместной нехватке источников ее познания и освоения. Это, собственно, и побудило к созданию соответствующей редакции, способной как-то поправить положение.

    Ключевым звеном в многообразном процессе вхождения в традиционную культуру, на наш взгляд, является песня. Именно она становится обычно “бикфордовым шнуром”, способным вызвать детонацию неимоверной силы. Но, к великому сожалению, в общеобразовательной школе сложилась система обучения пению, основанная на школе Кабалевского. Однако школа этого выдающегося советского композитора имеет мало общего с народным пением, и дело обычно не идет на лад... Поэтому с самого начала было решено: как бы ни было трудно, мы будем давать людям возможность услышать подлинное народное пение в этнографическом варианте. Это позволит хотя бы через посредство фонограммы приобщиться к традиции любому, даже тем, кто от нее далек. А это уже немало.

    Так родилась идея делать тематические выпуски по каждой традиции с аудио-приложением. Необходимость этого вызревала в ходе многолетней практической работы в ансамбле. В настоящее время мы готовим к распространению серию видео-приложений этнографического плана. Ситуация сегодня особенная. Оставим пока в стороне экономические, политические проблемы. Еще совсем недавно оставалось довольно много деревень и других населенных пунктов, где бытовал фольклор, были крепки традиции. Не было звукозаписывающей аппаратуры, не было многого другого. Сейчас напротив: нет проблем с аппаратурой, только вот сильно поубавилось число тех, кого интересно записывать. Старики умирают, унося с собой фольклорные кладези, а на их место чаще всего уже никто не приходит. Но, к нашему счастью, накопилось немало записей, в т.ч. аудио, видео, невостребованных в свое время, к тому же отражающих развитую фазу традиционной народной культуры. К ним-то мы и обратились в первую очередь, создав альманах “Русская традиционная культура”.

    Своим девизом редакция нового издания записала: “РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР НЕ ЭКЗОТИКА, А ДУХОВНАЯ ОСНОВА САМОСОХРАНЕНИЯ НАРОДА”. Этим мы подчеркиваем социальную и политическую значимость народной педагогики. Сегодня традиционная народная культура приходит в общеобразовательную школу. Появление гимназий, лицеев, воскресных школ еще более усилило спрос на соответствующие пособия, книги, учебники, звуковые, видео и киноматериалы, а их-то, как оказалось, и нет...

    Дело в том, что до недавних пор в России был господствующим принцип, как мы его называем, “фольклор - для фольклористов”: книги и пластинки по русскому фольклору издавались в продолжении многих десятилетий “пробными” тиражами в пределах 500-2000 экземпляров - как специальная литература, рассчитанная на ученых-специалистов. Простому человеку она была, как правило, недоступна, а порой и сложна для восприятия. Да и эти единичные экземпляры расходились, в основном, по иностранцам, на которых, собственно, и были рассчитаны. В результате сложилось такое положение, когда вновь пришедшие в школу преподаватели предмета “русская традиционная культура” оказались без учебной и методической литературы. Сейчас - иные поветрия в книгоиздании, но проблема, увы, остается.

    Понимая, как непросто найти адекватную замену живой преемственности традиции, мы все же решились объявить во всероссийскую подписку серию тематических сборников по русскому фольклору со звуковыми приложениями, назвав ее альманах “Русская традиционная культура”. Чуть позже совместно с Всероссийским центром художественного творчества Министерства образования России был разработан проект подписного практически направленного альманаха “Традиционные промыслы и ремесла”, а с июля 1997 года выходит в свет периодическая серия “Я вхожу в мир искусств”. Между тем, общее резкое ухудшение социально-экономической ситуации в стране сильно затруднило прохождение наших изданий к их адресатам. Несмотря на существующий голод на нашу литературу, уровень подписки остается крайне низким, не превышая 1250 экземпляров. Тем не менее мы не имеем права растерять самое дорогое, что есть у русского народа - корневые основы его традиционной культуры, сделать их достоянием для нынешнего и грядущих поколений. Это особенно важно теперь, в период формирования нового общественного идеала. Успех этого дела, как показывает практика, может быть достигнут, если начинать с самого юного возраста, пока не сложилась система эстетических приоритетов и тот пресловутый менталитет среды, который отторгает и отвращает молодого сельского жителя от родовой культуры. К великому сожалению, этот процесс приходится наблюдать на протяжении всего последнего десятилетия.

    Издательские планы, которые мы фрагментарно представляем в этой подборке, могут быть значительно дополнены, ибо накоплено немало материалов, которые нуждаются в публикации, их с нетерпением ждут и в общеобразовательной школе. В частности, есть интереснейшие наработки в области мужской традиции, казачьего фольклора. Это пока что неоткрытые страницы для многих и многих из тех педагогов и воспитателей, кто работает с мальчиками-подростками.

    Наша небольшая организация только еще становится на ноги. Многое мы просто не успеваем фиксировать, при этом стремимся развивать творческие связи и взаимодействие со всеми, кому близки наши цели и программы. Фирма уже сотрудничает с рядом научных, учебных учреждений, научно-методических центров, структур Министерства среднего и профессионального образования РФ, Министерства культуры РФ,общественными организациями и ансамблями, отдельными специалистами. И очень хотелось бы надеяться, что наша работа школе -нужна.


    Николай Шантаренков, генеральный директор ООО “Издательство “Родникъ“; учредитель и главный редактор альманаха "Русская традиционная культура"