Начальная страница.

Молитва о спасении Державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений

Книги по соответствующей тематике

Что почитать-полистать

Всем, кто любит песню. Народную, имеется в виду

Специально для любителей популярного жанра

Фольклорные ансамбли - преемники традиций

Как связаться с профильными организациями

Авторские публикации

Народный русский именослов

Казачьему роду - нет переводу

Люди, о которых надо сказать особо

Наиболее часто задаваемые вопросы

 
 

     



К.А. Мехнецова

ПАСТУШЬИ ТРАДИЦИИ НОВГОРОДСКОЙ И ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТЕЙ

(Тезисы доклада)

    Данное сообщение подготовлено по материалам фольклорных экспедиций в Новгородскую и Тверскую области, проводившихся с 1989 по 1997 гг. Санкт-Пеетербургской Консерваторией и Фольклорно-этнографическим Центром Министерства Культуры РФ (г. Санкт-Петербург). Имеющиеся материалы звуко- и видеозаписей представляют народную традиционную культуру данного региона во всей полноте её проявлений. Мы выделяем пастушество как её составную часть и отмечаем необходимость рассмотрения данного явления с учётом общих закономерностей, характерных для местной традиции (сохранность архаических форм - таких, как традиция гусельной игры, календарно-обрядовый и свадебно-обрядовый фольклор).

    На территории Новгородской и Тверской областей был зафиксирован развёрнутый комплекс традиций пастушества, включающий в себя как производственно-бытовой цикл, так и обрядовую практику. Как правило, отмечается особый социальный статус пастуха, имевший значение для всей общины. Такое значение усиливалось благодаря особым знаниям пастуха: умение сохранить стадо (пастуший “обход”) - “пастух - знахарь, колдун”:

  • Обход - на кнут, на корову, на рожок   (Удомельский р-н, д. Филиппково)
  • Пастух умел делать - лечил “от скуки”   (Бологовский р-н, д. Маслово)
  • Колдун “обход” на рог делал  (Лесной р-н, д. Страйково)
  • У колдуна были “худенькие” (нечистая сила), пасли ему коров. Он свистнет - “худенькие” скотину заворотят, чтобы не уходила  (Лесной р-н, д. Семёново)

    Пастух воспринимался как существо на грани двух миров: мира людей и мира природы, его функцией было установление взаимодействия между этими мирами. Способом установления такого взаимодействия в народной традиционной культуре является обряд: в нём, как правило, концентрируются все возможные средства воздействия на окружающий мир (см. статью Толстых Н.И. и С.М. “О вторичной функции обрядового символа” - “коды” обряда: локативный, темпоральный, акциональный, вербальный и др.).

    В структуре обрядов, связанных с пастушеством, особо выделены начало и конец пастьбы, совпадающие с границами летнего периода земледельческого календаря - от Егорьева дня до Покрова.

  • Пастухи нанимались с Егорьева дня до Покрова. Если пастух сохранит весь скот - ему барашка дают (сверх уговора)  (Мошенской р-н, д. Броди)
  • Пастухов нанимали за деньги от Егорьева дня до снега или заморозков  (Селижаровский р-н, д. Б. Выжлятниково)

    Как правило, обе эти границы отмечены обрядовыми действиями с непосредственным участием пастуха. Наиболее важное значение придаётся началу цикла, о чём свидетельствует развитая система обрядов Егорьева дня:

  • Обход скота на дворе (икона, свеча, яйцо, хлеб, верба)
  • Вербой прогоняют скот в поле, ставят вербу в рожь
  • Идут по улице с иконой, поют “Христа”
  • В поле пастух обходит скот (3 раза по солнцу), женщины поют “Христа”; стреляют из ружья в воздух
  • После обхода икону ставят, молятся, все подходят с выносом (пироги, яйца)
  • Обходят деревню с пением “Христа” (от пожара)  (Селижаровский р-н, д. Гора)

    Рассмотрим наиболее важные в структурном и содержательном отношении элементы Егорьевских обрядов. Акциональный “код” представлен, в первую очередь, обходом стада: обход - очерчивание, установление границы двух миров.

    Особое внимание при рассмотрении обряда обхода вызывает предметно-символический ряд. Его составные элементы отражают комплекс представлений о мире, о составляющих его стихиях и силах:

  1. икона - хлеб-соль - неразделимый комплекс, связанный с обрядами благословления (свадебный обряд - благословление жениха и невесты, проводы рекрута);

  2. предметы, символизирующие собой различные стихии:

вода - жизненная сила вообще;

  • - святая вода, которой окропляли скот;
  • - аналогия “вода - молоко”:
  • Чтобы у коров было много молока: “берёшь картовину, отрезаешь горбочек хлеба не от початого”, нужно обвести сук на столе 3 раза. В поле (не при народе) обходили 3 раза: раз обойдут - полведра выливают на стадо.
  • “Как ведёрка полны были,
  • Так и с молочком полно будет”
  • Хлеб нужно убрать - в реку под камень, или в колодец, которым не пользуются (привязать на ниточке, чтобы потом можно было достать).
  • “Как в колодце воды полно,
  • Так и молочка полно”  (Хвойнинский р-н, д. Звягино)

растения - чаще всего верба (также символ жизненной силы природы);

камни - обязательная составная часть пастушьего “обхода” (символ огня; вероятно, во время обхода происходило высекание искр, поскольку для обхода выбирали “белый” камень, т.е. кремень):

  • 2 пастуха обходили навстречу друг другу 3 раза; брали икону, хлеб, у каждого по камню - при встрече стукались камнями 3 раза.
  • (Фировский р-н, д. Мартюшино)
  • Знахари в Великий Четверг на реке собирают камни для обхода. У знахаря есть 12 обходов, из них - 3 хороших, кому какой попадётся. На обход дают камни, волос из головы, заворачивают в тряпочку, зарывают в сырое место.
  • (Лесной р-н, д. Ручей)
    1. атрибуты пастуха, присутствие которых являлось залогом удачной пастьбы - кнут, рожок, топор:

    • Обход - на кнут, на корову, на рожок  (Удомельский р-н, д. Филиппково)
    • Пастух берет ружье, подпоясывается ремнем, затыкает топор; после приговора стреляют из ружья, втыкают топор в землю  (Селижаровский р-н, д. Б.Выжлятниково)
    • Пастух кидает топор, чтобы волк, медведь не ходил  (Селижаровский р-н, д. Малое Кашино)

    Вербальный “код” Егорьевских обрядов составляют заговоры - чаще всего, краткие заклинательные формулы, обращённые к святым или природным “помощникам”:

    “Ягорий Победоносец, царица Ляксандра!
    Выпускаю животинку на твои руки.
    Спаси-помилуй от человека злово,
    От гада ползучево, от зверя лихучево”
      (Селижаровский р-н, д. Оковцы)
    “Святой замок, Христов ключ,
    Мать Пресвятая Богородица
    Рукой замкни маих милых живатов,
    Ат зверя бягучева, ат гада палзучева”
    (Селижаровский р-н, д. Б. Клочки)
    “Полевой хозяин-батюшка,
    Полевая хозяйка-матушка,
    Сдаём мы вам свой скот на руки,
    Призрите, напойте, накормите, сохраните
    И на свой двор пригоните”
      (Селижаровский р-н, д. Раменье)

        Необходимым элементом обряда является также исполнение так называемых “христосовок” (тропарь Пасхи “Христос воскресе”, распетый в народной календарно-обрядовой манере). Здесь значимость произнесённого слова усиливается благодаря интонационно-ладовым, темброво-тесситурным характеристикам (высокий регистр исполнения, кличевые интонации).

        Музыкальные инструменты являлись одной из важных и необходимых составляющих в общей системе традиций пастушества. На данной территории наиболее распространёнными были рожок и труба - духовые сигнальные инструменты. Их возникновение непосредственно связано с назначением: усиление голоса с помощью раструба - возможность подачи более громкого сигнала, необходимого при пастьбе.

    • Пастухи играли на рожках: дудка из ольхи, раструб из бересты, наворачивали на дудку   (Селижаровский р-н, д. Дубровки)
    • Труба - загнутая, берестой обвита. Делал из вереса, долбил 2 половинки. Носил через плечо   (Сандовский р-н, д. Холм)

    В целом, можно отметить сходный характер функционирования трубы и рожка.

    1) сигналы на сбор стада утром, днём и вечером:

    • Пастух играл на рожке - будил хозяек. Дудка из липы, накручена береста.Коровы собирались   (Селижаровский р-н, д. Оковцы)
    • На рожке играли на улице и в поле - коровы собираются; играл “потоньше” и “потолще”   (Селижаровский р-н, д. Б. Выжлятниково)
    • Дед играл: “Полтораста-ста, выгоняй скота” - на 4 дырочки  (Мошенской р-н, д. Броди)
    • Рожок - сигналы подавали. Дудочку выворачивали из бредины, из черемхи. Настройка - нужно, чтобы “на два голоса получалось”  (Сандовский р-н, д. Пожарьё)

    2) переклички пастухов на большом расстоянии:

    • Играют в рог уторм и вечером (сзывают скотину). С утра пастухи перекликаются - в рожки играют.   (Лесной р-н, д. Ручей)
    • Играл в поле - забирался на берёзу, чтобы далеко слышно было, “чтобы все сударушки слышали”  (Пестовский р-н, д. Ново-Муравьёво)

    3) исполнение плясовых наигрышей на рожке (вторичная функция):

    • “Бирулку” выворачивали из бредины, язычок, 4 дырочки, рог из бересты. Играл на выгон, под пляску  (Удомельский р-н, д. Сидорово)
    • Играли на трубе. Коровы сами собирались. Играл и под пляску  (Сандовский р-н, д. Холм)

        Вторичность исполнения на рожках плясовых наигрышей обусловлена в данном случае конструктивными особенностями инструмента: раструб из бересты или ольховой коры, который требует большого расхода дыхания при игре, не даёт возможности для сопровождения пляски (так как для плясового наигрыша необходима постоянная, непрерывная ритмическая основа).

        Для сигнальных наигрышей данной традиции характерны следующие закономерности: композиция из неограниченного числа ритмических звеньев, величина которой связана с протяжённостью дыхания; в интонационно-ладовой и метроритмической сфере - заклинательно-магическая направленность, выраженная через главенство верхнего опорного тона и чередование основных тонов в ритме e e \ q e e \ q (утверждение, заклинание). Данные особенности напрямую связаны с функциональной стороной (подача сигнала). Темп исполнения также соотносится с функцией наигрыша:

    • Были наигрыши “почаще” и “пореже”, и под пляску. Для коров играли “пореже”   (Хвойнинский р-н, д. Звягино)

        Наиболее показательным примером исполнения пастушьих сигнальных наигрышей данной традиции могут служить записи из фондов Фольклорно-этнографического Центра, опубликованные на пластинке “Напевы родины Мусоргского” (С 20 28761 001; 1989).

        Изучение традиций пастушества, как важной составной части народной традиционной культуры Новгородской и Тверской областей, дополняет и расширяет наши знания о системе представлений и верований, распространённых на данной территории; позволяет проследить связи между данными представлениями и их конкретными проявлениями в обрядовой сфере; даёт возможность определить функциональное значение каждого из элементов структуры пастушеских обрядов.


    Дата последнего дополнения:  17 Август 1998 г.