|
НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ НАД СОВРЕМЕННОЙ
ТРАДИЦИЕЙ ГАРМОШЕЧНОЙ ИГРЫ В ГОРОДЕ КОНДОПОГА
(КАРЕЛИЯ)
Тезисы доклада на конференции
Еще со времен Державина
можно встретить упоминания об инструментальной
традиции населения Карелии. В литературе
различные авторы довольно часто касаются этой
темы, однако исследованными в науке оказались
только традиция исполнительства приладожских и,
отчасти, олонецких карелов. (работы финского
исследователя А. О. Вяйсянена), а также традиция
игры на кантеле и некоторых пастушеских
инструментах карелов-людиков и ливиков, живущих
в районе о. Сямозеро — п. Утозеро — п. Спасская
губа. Инструментальная традиция русского
населения Карелии не только долгие годы
оставалась вне поля зрения ученых, но и даже
просто не фиксировалась собирателями.
Автор попытался рассмотреть
эту проблему с научной точки зрения, начав с
этапа сбора полевого материала в г. Кондопога
республики Карелия. Оказалось, что и сегодня в
городских условиях существует традиция
исполнительства на гармошке-хромке (25х25), а также
на баяне. На наш взгляд, более совершенная
конструкция баяна не оказала значительного
влияния на уже существующую исполнительскую
традицию.
Сегодня в г. Кондопога живет
более двух десятков известных нам гармонистов,
большая часть из которых — мужчины среднего и
пожилого возраста (от 45 до 73 лет). Все они уроженцы
деревень и начальные навыки игры усваивали в
родных местах.
Значительных различий в
репертуаре гармонистов— уроженцев Средней
полосы и Карелии — мы не заметили. Основу
репертуара составляют песни-романсы городской
традиции, плясовые частушки, а также массовая
песня. Старшие по возрасту гармонисты способны
исполнить и плясовые наигрыши, которыми в их
деревнях, а затем в послевоенные годы на
танцевальных площадках г. Кондопога они
сопровождали танцы и пляски: кадрили с
наигрышами “Сени”, “Яблочко”, “Коробочка”,
польки, русского. Более молодые исполнители
культивируют не только сопровождение песен
“Тонкая рябина” “Расцвела под окошком” и т.п.,
но и исполнение музыки, которую средства
массовой информации привнесли в нашу жизнь в
последние годы, например: “Ламбада”, песня
“Лейла”, песня из к\ф “Песчаный карьер”.
Примечательно, что все
гармонисты г. Кондопога, и мужчины, и женщины,
определяют свой статус как “любители”, а на
свадьбах, юбилеях и всевозможных торжествах
играют принципиально бесплатно, т.е. выполняют
функции общинных
исполнителей-инструменталистов, сопровождающих
в деревнях своей музыкой пение и пляски
односельчан.
Обучение всех
гармонистов-мужчин прошло в рамках
бесписьменной традиции, т. е. самостоятельно,
копируя игру старших гармонистов-односельчан; и
в процессе освоения инструмента и
инструментальных наигрышей вырабатывался свой
индивидуальный почерк.
О манере исполнения. При
посадке исполнители стараются прямо держать
спину, ноги чуть расставлены. Однако отмечена и
посадка (например, как у Дубровина Н.П.) при
которой ноги исполнителя плотно поставлены друг
к другу. И стоит на бедрах ближе к коленям — так,
что корпус исполнителя с инструментом не
соприкасается. Кисти рук у одних исполнителей
достаточно зажаты, малоподвижны и “бегают”
только пальцы, у других — (Якушев Я. Е)— кисть
более свободна, подвижна, помогает движению
пальцев (постановка близка к баянной). При игре
гармонисты прямо держат голову, ногой (пяткой или
носком) отбивая ритм. Традиционно они сохраняют
невозмутимое, почти отвлеченное выражение лица.
Говоря о стиле, можно
отметить, что отличительной чертой всех его
индивидуальных проявлений, замеченных у
гармонистов г. Кондопога, является выделение, как
приоритета, мелодии песни или наигрыша; редкое
употребление функции доминанты в аккордовом
сопровождении — преобладание плагальных
гармонических оборотов. Очень хорошо
исполнители чувствуют метрическую основу
наигрышей, размывая при этом типичные для
застольного репертуара “квадратные”
композиционные структура.
Таким образом, знакомство с
традицией русских гармонистов-мужчин г.
Кондопога показало, что в своем исполнительстве
они ориентируются на песенные формы современной
бытовой музыкальной культуры, которые
предполагают аккордово-гармоническую основу.
Однако реализация этой основы идет по законам
архаичного, “догармонического” музыкального
мышления, что роднит исполнительство на гармошке
с исполнительством на традиционном для Карелии
цитровом хордофоне — кантеле.
Наши наблюдения позволяют
говорить о современной живой и развивающейся
традиции игры на гармонике в условиях
промышленного города и востребованности этой
традиции его населением.
| |