Начальная страница.

Молитва о спасении Державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений

Книги по соответствующей тематике

Что почитать-полистать

Всем, кто любит песню. Народную, имеется в виду

Специально для любителей популярного жанра

Фольклорные ансамбли - преемники традиций

Как связаться с профильными организациями

Авторские публикации

Народный русский именослов

Казачьему роду - нет переводу

Люди, о которых надо сказать особо

Наиболее часто задаваемые вопросы

 
 

     



Михайлов Е. П. (Петрозаводск)

НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ НАД СОВРЕМЕННОЙ ТРАДИЦИЕЙ ГАРМОШЕЧНОЙ ИГРЫ В ГОРОДЕ КОНДОПОГА (КАРЕЛИЯ)

Тезисы доклада на конференции

    Еще со времен Державина можно встретить упоминания об инструментальной традиции населения Карелии. В литературе различные авторы довольно часто касаются этой темы, однако исследованными в науке оказались только традиция исполнительства приладожских и, отчасти, олонецких карелов. (работы финского исследователя А. О. Вяйсянена), а также традиция игры на кантеле и некоторых пастушеских инструментах карелов-людиков и ливиков, живущих в районе о. Сямозеро — п. Утозеро — п. Спасская губа. Инструментальная традиция русского населения Карелии не только долгие годы оставалась вне поля зрения ученых, но и даже просто не фиксировалась собирателями.

    Автор попытался рассмотреть эту проблему с научной точки зрения, начав с этапа сбора полевого материала в г. Кондопога республики Карелия. Оказалось, что и сегодня в городских условиях существует традиция исполнительства на гармошке-хромке (25х25), а также на баяне. На наш взгляд, более совершенная конструкция баяна не оказала значительного влияния на уже существующую исполнительскую традицию.

    Сегодня в г. Кондопога живет более двух десятков известных нам гармонистов, большая часть из которых — мужчины среднего и пожилого возраста (от 45 до 73 лет). Все они уроженцы деревень и начальные навыки игры усваивали в родных местах.

    Значительных различий в репертуаре гармонистов— уроженцев Средней полосы и Карелии — мы не заметили. Основу репертуара составляют песни-романсы городской традиции, плясовые частушки, а также массовая песня. Старшие по возрасту гармонисты способны исполнить и плясовые наигрыши, которыми в их деревнях, а затем в послевоенные годы на танцевальных площадках г. Кондопога они сопровождали танцы и пляски: кадрили с наигрышами “Сени”, “Яблочко”, “Коробочка”, польки, русского. Более молодые исполнители культивируют не только сопровождение песен “Тонкая рябина” “Расцвела под окошком” и т.п., но и исполнение музыки, которую средства массовой информации привнесли в нашу жизнь в последние годы, например: “Ламбада”, песня “Лейла”, песня из к\ф “Песчаный карьер”.

    Примечательно, что все гармонисты г. Кондопога, и мужчины, и женщины, определяют свой статус как “любители”, а на свадьбах, юбилеях и всевозможных торжествах играют принципиально бесплатно, т.е. выполняют функции общинных исполнителей-инструменталистов, сопровождающих в деревнях своей музыкой пение и пляски односельчан.

    Обучение всех гармонистов-мужчин прошло в рамках бесписьменной традиции, т. е. самостоятельно, копируя игру старших гармонистов-односельчан; и в процессе освоения инструмента и инструментальных наигрышей вырабатывался свой индивидуальный почерк.

    О манере исполнения. При посадке исполнители стараются прямо держать спину, ноги чуть расставлены. Однако отмечена и посадка (например, как у Дубровина Н.П.) при которой ноги исполнителя плотно поставлены друг к другу. И стоит на бедрах ближе к коленям — так, что корпус исполнителя с инструментом не соприкасается. Кисти рук у одних исполнителей достаточно зажаты, малоподвижны и “бегают” только пальцы, у других — (Якушев Я. Е)— кисть более свободна, подвижна, помогает движению пальцев (постановка близка к баянной). При игре гармонисты прямо держат голову, ногой (пяткой или носком) отбивая ритм. Традиционно они сохраняют невозмутимое, почти отвлеченное выражение лица.

    Говоря о стиле, можно отметить, что отличительной чертой всех его индивидуальных проявлений, замеченных у гармонистов г. Кондопога, является выделение, как приоритета, мелодии песни или наигрыша; редкое употребление функции доминанты в аккордовом сопровождении — преобладание плагальных гармонических оборотов. Очень хорошо исполнители чувствуют метрическую основу наигрышей, размывая при этом типичные для застольного репертуара “квадратные” композиционные структура.

    Таким образом, знакомство с традицией русских гармонистов-мужчин г. Кондопога показало, что в своем исполнительстве они ориентируются на песенные формы современной бытовой музыкальной культуры, которые предполагают аккордово-гармоническую основу. Однако реализация этой основы идет по законам архаичного, “догармонического” музыкального мышления, что роднит исполнительство на гармошке с исполнительством на традиционном для Карелии цитровом хордофоне — кантеле.

    Наши наблюдения позволяют говорить о современной живой и развивающейся традиции игры на гармонике в условиях промышленного города и востребованности этой традиции его населением.