|
ОБ ЭРОТИЧЕСКИХ ПЛЯСКАХ КАРЕЛОВ
Тезисы доклада на конференции “Традиционная
мужская культура восточных славян”
г. Тверь 5 - 6 декабря 1997 г.
Явления, известные всем
народам как культура плодородия, у каждого
этноса существуют как отражение того или иного
состояния традиционного типа хозяйственной
деятельности в двух взаимодополняющих друг
друга и одновременно относительно
самостоятельных ветвях традиционной
художественной культуры — мужской и женской. В
условиях карельского этноса наиболее ярко культ
плодородия проявляется в обрядах свадьбы,
похорон и родин, но хореографическая реализация
его возможна только в обряде свадьбы.
Необходимо заметить, что в
свадьбе карелов, особенно северо-приладожской, в
сравнении со свадебными обрядами русских Севера
усилена линия потусторонней принадлежности
жениха, поэтому мужская линия ритуала
приближается, как и линия женская, к линейности,
имея, тем не менее, замкнутую природу (“туда” и
“обратно”). Тем самым обряд свадьбы у карелов
становится максимально приближенным к
пограничному обряду — похоронам. Все изложенное
свидетельствует о том, что действия жениха в
ритуале, в том числе обязательные пляски на
предвенечной беседе (вечерине в день венца в доме
невесты, совместно с невестой) являются ритуальными
и могут быть рассмотрены как с позиций культа
предков, так и с позиций культа плодородия, в
который культ предков входит как один из
важнейших компонентов. Антиповедение жениха в
пространстве невесты в хореографических
компонентах ритуала подчеркивается
обязательным наличием круга зрителей вокруг
танцора/ танцоров. Подобное по функции внутренне
пространство круга — антимира авторам известно
в играх карелов — подвижных, драматических,
играх наказаниях не отгадавшего трех загадок в
“Хуйкколя”, при разыгрывании святочных драм, а
также плясках и танцах, в том числе и
плясках/танцах ряженых (иной характер круга
свойственен мантическим обрядам, ритуалу
рассказывания сказок).
Внутри круга зрителей
пляшущий жених имеет возможность очень
откровенно демонстрировать невесте и всем ее
родственникам свои истинные намерения и всеми
доступными ему как танцору лексическими
приемами демонстрирует свою половую силу и
умения в этой сфере. Экстравертный характер его
пляски возможно объяснить и тем, что она может
иметь какой-либо мифологический код, и прежде
всего природно-подражательного характера. Так,
например, пляскам, имеющим архаический характер
свойственен тот же код, что и карельским
причитаниям: танцор (душа покойника — птица,
ветер, буря), естественно, средства
художественного языка соответствуют своим
традиционным нормам. Для более поздних по
времени распространения плясок жениха в
Северном Приладожье и плясок жениха в других
этнографических группах карелов пляска внутри
круга достаточное условие для демонстрации
женихом своих возможностей без использования
природоподражательных мифологических кодов.
Однако, лексика плясок жениха того и другого
стилей очень близка в своих основных
проявлениях, имея одновременно собственную
специфику.
Для углубления содержания
последнего тезиса нам необходимо напомнить
главные черты плясок культа плодородия как
мужских, так и женских, свойственных народам с
архаичной культурой. Мужским пляскам
свойственны прыжки, присядка, удары ног о землю,
имитация движений полового акта. Для плясок
уподобления животным, которые тоже могут
представлять культ плодородия, обязателен
наклон вперед верхней части корпуса пляшущего, а
также пружинистые движения его корпуса. Лексика
и стилистика женских плясок плодородия более
разнообразна. Это вращательные и колебательные
движения грудью, тазом, животом, бедрами, головой,
распущенными волосами; кружения со сжатыми в
коленях ногами и их всевозможным разведением;
извивания корпуса танцовщицы или отдельных его
частей; вынесение рук на уровень гениталий;
угольность поз; шаркающий по земле шаг; имитация
акта деторождения; возможное использование
предметов и растений. Среди плясок культа
плодородия встречаются и женские сидячие пляски,
движения которых напоминают греблю на лодках.
Ритуальные пляски
карельских женихов в локусе невесты мы
подразделяем на два типа, в соответствии с
положением корпуса исполнителя: со “сжатым” и
“вытянутым” по вертикали. “Сжатие” корпуса
исполнителя по вертикали изменяет соотношение
внутреннего (со стороны лица) и внешнего (со
спины) пространства: уменьшает пространство
внутреннее и увеличивает внешнее. Подобная поза
исполнителя как бы “сокрывает” половые органы
жениха и подчеркивает ритуально-карнавальную
значимость спины и ягодиц танцора. Кроме того,
пляшущий мужчина специально “вытягивает”
ягодицы наружу. Руки танцора то спокойно опущены
вниз, то заложены за спину наподобие крыльев
птицы. Шаг танцора полетно-легкий на слегка
пружинящих ногах, скользящий, полубег; этот шаг
сменяется своеобразным “на полупальцах”
топтанием на небольшом пространственном
“пятачке”. (Женщина в это время непрерывно
кружится, прижав к корпусу руки и сжав ноги в
коленях).
Пляска танцоров с
выпрямленным корпусом более размашиста по
характеру движений: угол широко расставленных
ног сменяется углом рук, корпуса присядкой как с
выбрасыванием ног вперед из положения “сидя”
или назад - вбок (“гусиный шаг”), с балансировкой
одной ногой, сгибаемой в колене и отводимой
вправо или влево, а также с балансировкой на
одной ноге при отведении второй, слегка
присогнутой ноги назад и отведением ступни
берцового отдела ноги в стороны. Угольность в
пляске проявляется и в отклонениях корпуса
танцора в стороны от вертикальной прямой —
земля-корпус танцора. Шаг пляшущего может быть
шаркающим, беговым, полубегом; он может сменяться
громкими, лихими притопами и небольшими по
протяженности дроблениями.
В таких плясках мужчины
могут использовать и акробатические элементы:
полумостик с акцентировкой посредством движений
колебательного характера тазовой области;
мостик, “колесо” с использованием рук и ног,
наклоны корпуса вперед при расширяющихся в обе
стороны прямых ногах. Подобные акробатические
элементы нам известны — каждый в отдельности —
как мужские игры-упражнения населения
Ботнического залива Балтийского моря — шведов и
финнов. Мы можем предположить, что такие элементы
проникли в мужские пляски в целом и ритуальные в
частности карелов Северного Приладожья из
культуры и вместе с культурой шведов и финнов с
ХУ11 века массово расселявшихся в Приладожье.
Вероятно, это был один из возможных путей
заимствования пласта танцевально-плясовой
хореографии, которую можно определить как
пляску. В последней трети Х1Х века эту
традиционную для Приладожья хореографию оживила
проникающая из Санкт-Петербурга кадриль. В
результате такого конгломерата у карелов
кадрили, ланцы, ристикондры и т.д. имеют
своеобразный, резко отличающийся от кадрилей и
ланцов русских и вепсов Карелии и
Онежско-Ладожско-Белозерского Межозерья
характер.
| |