Начальная страница.

Молитва о спасении Державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений

Книги по соответствующей тематике

Что почитать-полистать

Всем, кто любит песню. Народную, имеется в виду

Специально для любителей популярного жанра

Фольклорные ансамбли - преемники традиций

Как связаться с профильными организациями

Авторские публикации

Народный русский именослов

Казачьему роду - нет переводу

Люди, о которых надо сказать особо

Наиболее часто задаваемые вопросы

 
 

     


Истоки
Мерцающее золото, пламень киновари, таинственная глубина черного фона - это хохлома. Откуда пришла к нам эта несравненная красота ?
Как предполагают искусствоведы, искусство росписи деревянной посуды, скорее всего, зародилось в монастырях.
Здесь особая роль, по всей вероятности, принадлежала Троице-Сергиеву монастырю. Именно из среды троицких монахов вышел выдающийся мастер прикладного искусства XV века резчик Амвросий. В XVI веке этот монастырь становиться центром художественной деятельности. В XVII веке на всю Россию славилась "троицкая" деревянная посуда, расписанная золотом и киноварью. В монастырских слободах работали иконники и мастера различных отраслей прикладного искусства-ложечники, ковшечники, токари, серебрянники, судописцы и другие умельцы. Описи монастыря свидетельствуют, что в его сокровищницах хранилось множество деревянной посуды. Так в описи монастыря за 1641 год занесены несколько сот братин, ковшей, блюд, "достаканов", сделанных из различных пород дерева. Деревянную монастырскую посуду разных форм и художественной отделки дарили как памятные образцы национального искусства иностранным гостям.
Вряд ли вся эта посуда была золоченой. Запасы ее в монастырских кладовых были огромны. Сколько же нужно было иметь монастырю для этих целей золота? К тому же в XVII-XVIII векам иконописцы уже имели имитировать золочение, употребляя вместо золота серебрянный порошок. Посеребренную поверхность дерева покрывали желтоватым льняным маслом (олифой), закладывали в печи, отчего она становилась похожей на золотую. Эта технология очень близка к хохломской, только здесь вместо дорогого серебрянного порошка применялось на первых порах олово, а сегодня ему на смену пришел алюминиевый порошок.
Но где источники травного узорочья? Истоки орнаментики хохломской росписи c ее своеобразным сочетанием красок: ярко-алой киновари, черного цвета и золота, вьющимися ветками с гроздьями ягод в окружении "трав" в древнерусской декоративной культуре XV-XVI веков. Именно в этих веках встречаются подобные сочетания цвета во фресках и иконах, в оформлениях книг, обложки которых украшены узорами, похожими на хохломские. Так же была росписана и церковная утварь, посуда и даже целые помещения. К примеру, золотыми травами, цветами и листьями расписаны красные стены "Престольной" в Теремном дворце Московского Кремля (1635-1636гг.) А орнамент заставок Вкладной книги Троице-Сергиевой лавры (1673г.) напоминает "кудрину", которой мастера золотой хохломы любят украшать подарочные наборы и ковши. В Семеновском музее народных художественных промыслов хранится икона конца XVII века, на которой около борта ковчега идет луженая полоска с характерной росписью "травкой." А ведь именно "травка" присутсвует во всех типах хохломского орнамента.





     
Hosted by uCoz