|
|
|
|
|
Истоки
|
Мерцающее золото, пламень киновари, таинственная глубина черного фона - это хохлома.
Откуда пришла к нам эта несравненная красота ?
Как предполагают искусствоведы, искусство росписи деревянной посуды, скорее всего,
зародилось в монастырях.
Здесь особая роль, по всей вероятности, принадлежала Троице-Сергиеву монастырю. Именно из
среды троицких монахов вышел выдающийся мастер прикладного искусства XV века резчик
Амвросий. В XVI веке этот монастырь становиться центром художественной деятельности. В
XVII веке на всю Россию славилась "троицкая" деревянная посуда, расписанная золотом и
киноварью.
В монастырских слободах работали иконники и мастера различных отраслей прикладного
искусства-ложечники, ковшечники, токари, серебрянники, судописцы и другие умельцы. Описи
монастыря свидетельствуют, что в его сокровищницах хранилось множество деревянной посуды.
Так в описи монастыря за 1641 год занесены несколько сот братин, ковшей, блюд,
"достаканов", сделанных из различных пород дерева. Деревянную монастырскую посуду разных
форм и художественной отделки дарили как памятные образцы национального искусства
иностранным гостям.
Вряд ли вся эта посуда была золоченой. Запасы ее в монастырских кладовых были огромны.
Сколько же нужно было иметь монастырю для этих целей золота? К тому же в XVII-XVIII векам
иконописцы уже имели имитировать золочение, употребляя вместо золота серебрянный порошок.
Посеребренную поверхность дерева покрывали желтоватым льняным маслом (олифой),
закладывали в печи, отчего она становилась похожей на золотую. Эта технология очень
близка к хохломской, только здесь вместо дорогого серебрянного порошка применялось на
первых порах олово, а сегодня ему на смену пришел алюминиевый порошок.
Но где источники травного узорочья? Истоки орнаментики хохломской росписи c ее
своеобразным сочетанием красок: ярко-алой киновари, черного цвета и золота, вьющимися
ветками с гроздьями ягод в окружении "трав" в древнерусской декоративной культуре XV-XVI
веков. Именно в этих веках встречаются подобные сочетания цвета во фресках и иконах, в
оформлениях книг, обложки которых украшены узорами, похожими на хохломские. Так же была
росписана и церковная утварь, посуда и даже целые помещения. К примеру, золотыми травами,
цветами и листьями расписаны красные стены "Престольной" в Теремном дворце Московского
Кремля (1635-1636гг.) А орнамент заставок Вкладной книги Троице-Сергиевой лавры (1673г.)
напоминает "кудрину", которой мастера золотой хохломы любят украшать подарочные наборы и
ковши. В Семеновском музее народных художественных промыслов хранится икона конца XVII
века, на которой около борта ковчега идет луженая полоска с характерной росписью
"травкой." А ведь именно "травка" присутсвует во всех типах хохломского орнамента.
|
|
|
|
|
|
|
|