На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец,
основанное еще в XII веке.
Для торговли места по берегам Волги были выгодные: рядом Макарьевская, крупнейшая в
России, ярмарка. Среди населения стали быстро развиваться разные ремесла ; в самом
Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и
резчиков по дереву: лес давал дешевый материал, сбывали изделия в самом городе или у "Макария."
Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали
ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и
ткачества. На заволжских землях хорошо родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на
продажу, поэтому резчикам и живописцам работы хватало.
За короткий промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным мастерством.
Хотя изображения сохраняют в основном плоскостной характер, вместо светотени все большую
роль начинают играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость
штриха, уверенность и легкость мазка порой порой граничат с виртуозностью.
Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка,сундучок для детских
игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами
разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще
всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной
картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если
действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то стариную
архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется
растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов
красок и от фантазии.
|