|
|
|
|
|
Народная игрушка из глины
|
|
.
|
Дымковская игрушка
Этот промысел
возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там
отличные глины и песок . Издавна живут в слободе мастера,
которые кроме крынок и горшков, делают себе на потеху да
детям на забаву веселые яркие игрушки. Игрушки лепили и
расписывали только женщины и дети. Мастерицы лепят игрушку
и из красной глины, белят ее мелом, разведенном на молоке,
и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе и
квасе. Узор строго геометрический, состоящий из клеток,
полосок, кругов, крупных пятен. Кроме яркой и своеобразной
росписи, дымковская игрушка имеет отделку золотом.
Украшение золотом - сложная и кропотливая работа. Листочки
золота настолько тонки, что легче пуха, и когда на игрушку
"сажают золото", то от сквозняков закрывают окна.
Дымковская игрушка всегда была любима в народе.
|
|
.
|
Тверская игрушка
Это изделия
мастеров из Тверской области, а точнее из Торжка.Эти
игрушки узнаешь сразу: птички, петушки, жар-птицы, царь
рыбы, птицы-Сирины,медведи и другие игрушки-свистульки
покрыты чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень
нарядно смотрятся на красно-коричневом-фоне обозженной
глины. Отличительной чертой тверской игрушки является их
рельефное украшение в виде маленьких чешуек и оборок.
|
|
.
|
Карпольская игрушка
На русском
Севере, неподалеку от небольшого города Карпоголя, в почти
опустевшей деревушке Гринево жила мастерица-игрушница
Ульяна Бабкина. Пустела деревня Гринево, не осталось в ней
игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы Ульяна
Бабкина не продолжала лепить с прежним упорством свои
игрушки. Охотно учила бабка Ульяна своему мастерству всех,
кто только хотел, и успела приготовить себе смену. Умельцы
расселелись по соседним деревням и в самом
Карполе.Благодаря им и живет народная карпольская игрушка.
Для лепки берут красную глину. Фигурки лепят немного
грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком,
короткие ноги. Животных мастера очеловечивают они заняты
тем же делом, что и люди: медведи, козлы и бараны играют на
музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Изделия
просушивали, а через несколько недель обжигали, потом
белили. Роспись довольно проста: полоски, штрихи, ромбы,
крапинки. Набор красок: голубой, кирпично-красный, зеленая,
черный, охристая. Иногда добавляются золотая и серебрянные краски.
|
|
.
|
Ярославская игрушка
И
в Ярославской области делали свистульки в виде коней или
птиц с веретенообразными туловищами, двумя крохотными
ножками и выгнутыми спинами. Игрушку покрывали глазурью или
белой масляной краской с синими и красными полосами и пятнами.
|
|
.
|
Абашевская игрушка
Жил и работал в селе Абашево Пензенской области в 20-30
годах талантливый мастер Ларион Зоткин, был он один из тех
кто возродил абашевскую игрушку. Все игрушки мастера
Зоткина-свистульки в виде животных с длинным туловищем.
Здесь можно увидеть голубого барана с могучими серебрянными
рогами, зеленую в серебрянных пятнах собаку, красного оленя
с великолепными многоярусными раззолоченными рогами,
похожими на елку. Самые обыкновенные животные преврашались
в руках Лариона Зоткина в сказочные существа неведомой
породы. Традиции продолжают сейчас и другие мастера.
|
|
.
|
Филимоновская игрушка
По местному преданию, основателем деревни(еще во времена
Ивана Грозного) был гончар Филимон (отсюда и Филимоново).
Из филимоновской глины делали разную посуду и игрушки, да
не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек,
птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты
цветов или кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты
держат под мышками гусей, в которые тоже можно свистеть.
Удлиненные пропорции объясняются свойствами местной глины.
Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и
жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается
трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной
рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока
глина сохнет, игрушку много раз приходится оглаживать
подтягивать выравнивая ее поверхность. А подглаживать и
подтягивать ее приходится дней пять. Роспись игрушки
ведется и сейчас не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки
краска к чистой глине не пристанет, а с гусиного пера
ложится. Делают мастера и огромные игрушки-ростом с больших
кукол, для украшения жилища.
|
|
Вернуться на начальную страницу узла Русские традиции
|
| |
|
|
|
|