|
|
|
|
|
Истоки
|
Мерцающее золото, пламень киновари, таинственная глубина
черного фона - это хохлома. Откуда пришла к нам эта
несравненная красота ? Как предполагают искусствоведы,
искусство росписи деревянной посуды, скорее всего,
зародилось в монастырях. Здесь особая роль, по всей
вероятности, принадлежала Троице-Сергиеву монастырю. Именно
из среды троицких монахов вышел выдающийся мастер
прикладного искусства XV века резчик Амвросий. В XVI веке
этот монастырь становиться центром художественной
деятельности. В XVII веке на всю Россию славилась
"троицкая" деревянная посуда, расписанная золотом и
киноварью. В монастырских слободах
работали иконники и мастера различных отраслей прикладного
искусства-ложечники, ковшечники, токари, серебрянники,
судописцы и другие умельцы. Описи монастыря
свидетельствуют, что в его сокровищницах хранилось
множество деревянной посуды. Так в описи монастыря за 1641
год занесены несколько сот братин, ковшей, блюд,
"достаканов", сделанных из различных пород дерева.
Деревянную монастырскую посуду разных форм и художественной
отделки дарили как памятные образцы национального искусства
иностранным гостям. Вряд ли вся эта посуда была
золоченой. Запасы ее в монастырских кладовых были огромны.
Сколько же нужно было иметь монастырю для этих целей
золота? К тому же в XVII-XVIII векам иконописцы уже имели
имитировать золочение, употребляя вместо золота серебрянный
порошок. Посеребренную поверхность дерева покрывали
желтоватым льняным маслом (олифой), закладывали в печи,
отчего она становилась похожей на золотую. Эта технология
очень близка к хохломской, только здесь вместо дорогого
серебрянного порошка применялось на первых порах олово, а
сегодня ему на смену пришел алюминиевый порошок. Но
где источники травного узорочья? Истоки орнаментики
хохломской росписи c ее своеобразным сочетанием красок:
ярко-алой киновари, черного цвета и золота, вьющимися
Ветками с гроздьями ягод в окружении "трав" в древнерусской
декоративной культуре XV-XVI веков. Именно в этих веках
встречаются подобные сочетания цвета во фресках и иконах, в
оформлениях книг, обложки которых украшены узорами,
похожими на хохломские. Так же была росписана и церковная
утварь, посуда и даже целые помещения. К примеру, золотыми
травами, цветами и листьями расписаны красные стены
"Престольной" в Теремном дворце Московского Кремля
(1635-1636гг.) А орнамент заставок Вкладной книги
Троице-Сергиевой лавры (1673г.) напоминает "кудрину",
которой мастера золотой хохломы любят украшать подарочные
наборы и ковши. В Семеновском музее народных художественных
промыслов хранится икона конца XVII века, на которой около
борта ковчега идет луженая полоска с характерной росписью
"травкой." А ведь именно "травка" присутсвует во всех типах
хохломского орнамента.
|
|
Вернуться на начальную страницу узла Русские традиции
| |
|
|
|
|