Начальная страница.

Молитва о спасении Державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений

Книги по соответствующей тематике

Что почитать-полистать

Всем, кто любит песню. Народную, имеется в виду

Специально для любителей популярного жанра

Фольклорные ансамбли - преемники традиций

Как связаться с профильными организациями

Авторские публикации

Народный русский именослов

Казачьему роду - нет переводу

Люди, о которых надо сказать особо

Наиболее часто задаваемые вопросы

 
 

     



Северная Двина
Особенно значительна по разнообразию и богатству
художественных мотивов роспись, распостраненная
по обширной территории Северной Двины...
- В.М.Василенко
Северодвинская роспись делится на три крупных, совершенно самостоятельных вида росписи. Первый вид росписи называют пермогорской. Она включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник и Грединская, они находятся в четырех километрах от пристани Пермогорье.
Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопасные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина. Среди них кустики из округленных листьев, Сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло и всегда мастеровито. Сначало на белый грунт, как на бумагу, наносится пером черный контур, потом его заполняли цветом.
Круг бытовых предметов, которые расписывались был очень велик - в большом количестве украшали деревянную и берестяную посуду,росписью покрывали многие крупные предметы - колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Но больше всего расписывались прялки. Для каждой крестьянки прялка, с которой она не расставалась всю жизнь, была не только необходима в быту, но с ней связывались лучшие воспоминания молодости, с прялкой всегда был связан свадебный обряд.

Другим, не менее крупным видом северодвинской росписи, были росписи борецкие. Роспись сверкала белизной фона, на которой горел ярко красный цвет растительного узора. Сусанное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им большую праздничность и нарядность. Композиция лопасти прялки как бы делилась на три части. Вверху нарисованы золотые окна с цветами, в центре сказочный куст с птицами, а внизу размещалась сцена катания.

Третий вид северодвинской росписи - ракульская. Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую. В росписи основную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали-усики, завитки и прожилки.

Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в произведения искусства которые до сих пор приносят нам радость.


Галерея.

Лопасть прялки.Пучугская роспись.Начало 20 века.Мастер Федор Филиппович Кузнецов. Прялка.Пермогорская роспись.Первая половина 19 века. Лопасть прялки.Борецкая роспись.1922г.Мастер Василий Матвеевич Амосов.
Скопкарь.Пермогорская роспись. Хлебница.Пермогорская роспись.Середина 19 века. Пермогорская роспись.Начало 20 века.Мастер Егор Матвеевич Ярыгин.
Лопасть прялки. Лопасть прялки.Ракульская роспись.Мастер Яков Дмитриевич Витязев.


Вернуться к начальной странице
Вернуться на начальную страницу узла Русские традиции