На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода,
раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII
веке. Для торговли места по берегам Волги были
выгодные: рядом Макарьевская, крупнейшая в России, ярмарка.
Среди населения стали быстро развиваться разные ремесла ; в
самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики.
Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес
давал дешевый материал, сбывали изделия в самом городе или
у "Макария." Промыслом занимались крестьяне всех
окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки,
другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия
труда для прядения и ткачества. На заволжских землях хорошо
родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу,
поэтому резчикам и живописцам работы хватало. За
короткий промежуток времени художники в совершенстве
овладели живописным мастерством. Хотя изображения сохраняют
в основном плоскостной характер, вместо светотени все
большую роль начинают играть переходные оттенки и оживки.
Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и
легкость мазка порой порой граничат с виртуозностью.
Изделия небольшого размера или утилитарного назначения
(солонка,сундучок для детских игрушек), как правило,
расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами
разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В
декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в
два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой
декоративной картине. Люди изображаются в костюмах,
сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие
происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает
какую-то стариную архитектуру с причудливыми колоннами,
арками, а свободное пространство заполняется растительными
орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности
от контрастов красок и от фантазии.
|