Начальная страница.

Молитва о спасении Державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений

Книги по соответствующей тематике

Что почитать-полистать

Всем, кто любит песню. Народную, имеется в виду

Специально для любителей популярного жанра

Фольклорные ансамбли - преемники традиций

Как связаться с профильными организациями

Авторские публикации

Народный русский именослов

Казачьему роду - нет переводу

Люди, о которых надо сказать особо

Наиболее часто задаваемые вопросы

 
 

     



Н.И. Бодарь

ТРАДИЦИОННАЯ культура В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

(формы использования)


   культура любого более или менее высокоразвитого народа (или национальная культура) состоит из двух взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга подсистем (или двух культур): традиционной и профессиональной.

Профессиональная культура, как явствует из названия, создается творческой элитой, теми, кто получил специальное образование, прошел "школу" и для кого творчество стало основным видом деятельности (писатели, композиторы, поэта...). Профессиональное творчество осуществляется по своим канонам (законам, нормам), которые письменно зафиксированы (изложены в учебниках), которые усваиваются в течение определенного периода ("ученичества"), а затем реализуются в индивидуальном творчестве.

Традиционная культура является изначальной и первичной по отношению к профессиональной. Она теснейшим образом связана с бытом, охватывает все стороны жизнедеятельности народа и имеет если не всеобщее, то массовое распространение. Традиционная культура выступает в качестве постоянно действующей системы коммуникации в народной среде и проявляется как этнообъединительная и этноотграничивающая компонента (свои-чужие). В конечном итоге именно традиционная культура (система ценностей, обычаи, верования и рациональные знания, язык и обряды, одежда и пища, ...) способствует духовному, культурному воспроизводству общности во времени.

Профессиональная и традиционная культура, как отмечалось выше, взаимосвязаны. Однако не любое профессиональное творение национально по форме и сути. Национальным, тесно связанным с традиционной культурой является творчество Пушкина, Гоголя, Есенина, Шукшина, многих других талантливых представителей русской национальной культуры. Это проявляется не только в образах, сюжетах, заимствованных из народных произведений, но и в мировоззрении, языке, ценностях ("святом и грешном"), отразившихся в их творчестве. Показателем этого является и то, что (лихи, песни, словесные обороты ("крылатые выражения") этих и других авторов получили массовое распространение вошли (часто в вариантах) в фонд традиционной культуры. Однако в истории многих народов случаются периоды дистанцирования и изоляции друг от друга двух составных частей национальной культуры. Подобное состояние может рассматриваться как показатель внутреннего кризиса общества. Причины могут быть различными: чрезмерная социальная стратификация общества (профессиональная культура по преимуществу начинает обслуживать духовные запросы высших слоев общества); идеологические причины (жесткая цензура, запретительные и карательные меры по отношению к традиционной культуре и ее хранителям в советский период), и т.д. В подобной ситуации (запреты, ломка, уничтожение социальной среды бытования) традиционная культура, особенно с учетом ее устной формы бытования, оказывается очень уязвимой. Утрачиваются не просто отдельные "тексты", а целые блоки, разрушается механизм естественной культурной преемственности между поколениями, а следовательно ставится под угрозу духовное воспроизводство народа во времени, само его существование как целостной, сплоченной общности.

Традиционная культура (фольклор, этнография) в условиях школы может использоваться как в аудиторной, так и в внеклассной работе. В этом случае учеба и воспитание будут тесно взаимосвязаны.

Вторая форма - разработка "синтетических" учебных программ не гуманитарным и естественным предметам. В таких программах основные (научные) знания органично дополнялись бы соответствующими компонентами традиционной культуры, рациональными (донаучными) знаниями. Традиционная культура содержит в себе народные астрономические, математические, знания о растительном и животном мире, и т.д. Очень часто эти знания представлены в виде мифов, легенд. В этом случае на первое место выходят не собственно знания, а мораль, содержащаяся в подобных "текстах".

Более разнообразные формы могут использоваться во внеклассной работе. Эта и этнографические кружки (сбор материала по традиционной культуре своего и близлежащих населенных пунктов, проведение мотаных конференций, подготовка материалов в местные газеты и на радио, и т.д.); музейная работа (организация музеев по истории и культуре населенного пункта, сбор и описание экспонатов, проведение школьных конференции и др.); организация летних (казачьих) лагерей в которых ребята занимаются не только физическим трудом, на практике осваивают игровые формы традиционной культуры, но и знакомятся с историей, обычаями, обрядами своего народа; организация школьных тематических вечеров, связанных с годовыми праздниками и обрядами или посвященных конкретным темам, жанрам фольклора (вечера посвященные традиционной смеховой культуре, традиционной системе ценностей, игровой культуре и т.д.). Подобные вечера могут дополняться ставшей уже обычной танцевальной частью. В качестве самостоятельных форм можно рассматривать подготовки и выпуски школьной газелл, школьных радиопередач.

Дети всегда выступали не только в качестве зрителей, но и активных участников в общестаничных праздниках.

Еще большими возможностями обладают учреждения культуры, которые находятся в огромном долгу перед традиционной культурой, а точнее перед народом, создававшим и хранившим вековые традиции.

На наш взгляд необходимо изменить и ритм, и содержание работы этих учреждений. Они не должны отказываться от тех форм, которые породила самодеятельность. Однако в качестве организующего начала их деятельности должен выступать годовой круг со всеми основными праздниками и обрядами. В этом случае необходимо сотрудничество с православной церковью. По крайней мере организацию развлекательной, игровой части праздников (в тех случаях, когда это уместно) могут взять на себя клубы и ДК.

В клубной системе есть уже устоявшие формы использования традиционной культуры: создание детских, молодежных, взрослых фольклорных коллективов; реже - создание при ДК музеев по истории и традиционной культуре своих станиц, организация и проведение некоторых традиционных праздников (масленицы, например). Однако в последнем случае редко используется местный материал или же в сценарий включаются внешне яркие, но малозначимые компоненты. Подобная поверхностность чаще всего объясняется отсутствием специального образования. Подготовкой специалистов такого профиля (этнографов, фольклористов) занимается факультет традиционной культуры (кафедры этнологии и фольклористики, народного декоративно-прикладного искусства, сценического народного ансамбля). Однако учреждения культуры края не используют эту возможность. Подготовка и проведение зрелищных мероприятий на данном этапе является одной из наиболее важных форм просветительско-пропагандистского характера.

Однако, помимо наличия специалистов, она требует введения еще одной формы работы. Речь идет об организации полевых исследований (сборе фольклорно-этнографических материалов) силами культработников. Это позволит накопить необходимый корпус данных, создать архивы, фонотеки, составить целостное представление о сути, функциях, местной специфике культурной традиции.

Этому, в свою очередь, должно предшествовать появление новых организационных форм (структур) в системе культуры: организация в районных центрах фольклорно-этнографических методических центров или кабинетов, выделение специальных штатных единиц в отделах, ДК, занимающихся вопросами изучения и использования традиционной культуры. В деле просвещения, пропаганды традиционной культуры слабо и чаще бессистемно используются возможности средств массовой информации. Циклы Радиопередач, Регулярные газетные публикации, посвященные календарным праздникам, обрядам жизненного цикла, ритуально-обрядовой символике, отдельным фольклорным произведениям, хранителям традиции, мастерам, историческим событиям и т.д., не только пробуждают интерес к культуре своего народа, но и делают его устойчивым и осмысленным.

Формами многоцелевого назначения, в т.ч. пропагандистско-просветительского, являются семинары и научно-практические конференции и конечно же издательская деятельность. Учебно-методические, популярные, научные издания способствуют широкому распространению не только отдельных элементов культуры, но и знаний о них. Систематическое, целенаправленное использование традиционной культуры в системе образования и КНР требует создания солидной учебно-методической базы: разработка учебных и исследовательских программ, вопросников, методических работ, учебных пособий; подготовка и переподготовка специалистов; организация семинаров, научно- практических конференций и т.д.

Однако только при серьезной систематической работе мы можем решить проблему сохранения и развития традиционной культуры.


Вернуться к началу страницы

Вернуться на начальную страницу узла "Русская традиционная культура"



     
Hosted by uCoz