|
Н.И. Бодарь
ТРАДИЦИОННАЯ культура В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
(формы использования)
культура любого более или менее высокоразвитого народа (или
национальная культура) состоит из двух взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга
подсистем (или двух культур): традиционной и профессиональной.
Профессиональная культура, как явствует из названия, создается творческой элитой, теми,
кто получил специальное образование, прошел "школу" и для кого творчество стало
основным видом деятельности (писатели, композиторы, поэта...). Профессиональное
творчество осуществляется по своим канонам (законам, нормам), которые письменно
зафиксированы (изложены в учебниках), которые усваиваются в течение определенного периода
("ученичества"), а затем реализуются в индивидуальном творчестве.
Традиционная культура является изначальной и первичной по отношению к профессиональной.
Она теснейшим образом связана с бытом, охватывает все стороны жизнедеятельности народа и
имеет если не всеобщее, то массовое распространение. Традиционная культура выступает в
качестве постоянно действующей системы коммуникации в народной среде и проявляется как
этнообъединительная и этноотграничивающая компонента (свои-чужие). В конечном итоге
именно традиционная культура (система ценностей, обычаи, верования и рациональные знания,
язык и обряды, одежда и пища, ...) способствует духовному, культурному воспроизводству
общности во времени.
Профессиональная и традиционная культура, как отмечалось выше, взаимосвязаны. Однако не
любое профессиональное творение национально по форме и сути. Национальным, тесно
связанным с традиционной культурой является творчество Пушкина, Гоголя, Есенина, Шукшина,
многих других талантливых представителей русской национальной культуры. Это проявляется
не только в образах, сюжетах, заимствованных из народных произведений, но и в
мировоззрении, языке, ценностях ("святом и грешном"), отразившихся в их
творчестве. Показателем этого является и то, что (лихи, песни, словесные обороты
("крылатые выражения") этих и других авторов получили массовое распространение
вошли (часто в вариантах) в фонд традиционной культуры. Однако в истории многих народов
случаются периоды дистанцирования и изоляции друг от друга двух составных частей
национальной культуры. Подобное состояние может рассматриваться как показатель
внутреннего кризиса общества. Причины могут быть различными: чрезмерная социальная
стратификация общества (профессиональная культура по преимуществу начинает обслуживать
духовные запросы высших слоев общества); идеологические причины (жесткая цензура,
запретительные и карательные меры по отношению к традиционной культуре и ее хранителям в
советский период), и т.д. В подобной ситуации (запреты, ломка, уничтожение социальной
среды бытования) традиционная культура, особенно с учетом ее устной формы бытования,
оказывается очень уязвимой. Утрачиваются не просто отдельные "тексты", а целые
блоки, разрушается механизм естественной культурной преемственности между поколениями, а
следовательно ставится под угрозу духовное воспроизводство народа во времени, само его
существование как целостной, сплоченной общности.
Традиционная культура (фольклор, этнография) в условиях школы может использоваться как в
аудиторной, так и в внеклассной работе. В этом случае учеба и воспитание будут тесно взаимосвязаны.
Вторая форма - разработка "синтетических" учебных программ не гуманитарным и
естественным предметам. В таких программах основные (научные) знания органично
дополнялись бы соответствующими компонентами традиционной культуры, рациональными
(донаучными) знаниями. Традиционная культура содержит в себе народные астрономические,
математические, знания о растительном и животном мире, и т.д. Очень часто эти знания
представлены в виде мифов, легенд. В этом случае на первое место выходят не собственно
знания, а мораль, содержащаяся в подобных "текстах".
Более разнообразные формы могут использоваться во внеклассной работе. Эта и
этнографические кружки (сбор материала по традиционной культуре своего и близлежащих
населенных пунктов, проведение мотаных конференций, подготовка материалов в местные
газеты и на радио, и т.д.); музейная работа (организация музеев по истории и культуре
населенного пункта, сбор и описание экспонатов, проведение школьных конференции и др.);
организация летних (казачьих) лагерей в которых ребята занимаются не только физическим
трудом, на практике осваивают игровые формы традиционной культуры, но и знакомятся с
историей, обычаями, обрядами своего народа; организация школьных тематических вечеров,
связанных с годовыми праздниками и обрядами или посвященных конкретным темам, жанрам
фольклора (вечера посвященные традиционной смеховой культуре, традиционной системе
ценностей, игровой культуре и т.д.). Подобные вечера могут дополняться ставшей уже
обычной танцевальной частью. В качестве самостоятельных форм можно рассматривать
подготовки и выпуски школьной газелл, школьных радиопередач.
Дети всегда выступали не только в качестве зрителей, но и активных участников в
общестаничных праздниках.
Еще большими возможностями обладают учреждения культуры, которые находятся в огромном
долгу перед традиционной культурой, а точнее перед народом, создававшим и хранившим
вековые традиции.
На наш взгляд необходимо изменить и ритм, и содержание работы этих учреждений. Они не
должны отказываться от тех форм, которые породила самодеятельность. Однако в качестве
организующего начала их деятельности должен выступать годовой круг со всеми основными
праздниками и обрядами. В этом случае необходимо сотрудничество с православной церковью.
По крайней мере организацию развлекательной, игровой части праздников (в тех случаях,
когда это уместно) могут взять на себя клубы и ДК.
В клубной системе есть уже устоявшие формы использования традиционной культуры: создание
детских, молодежных, взрослых фольклорных коллективов; реже - создание при ДК музеев по
истории и традиционной культуре своих станиц, организация и проведение некоторых
традиционных праздников (масленицы, например). Однако в последнем случае редко
используется местный материал или же в сценарий включаются внешне яркие, но малозначимые
компоненты. Подобная поверхностность чаще всего объясняется отсутствием специального
образования. Подготовкой специалистов такого профиля (этнографов, фольклористов)
занимается факультет традиционной культуры (кафедры этнологии и фольклористики, народного
декоративно-прикладного искусства, сценического народного ансамбля). Однако учреждения
культуры края не используют эту возможность. Подготовка и проведение зрелищных
мероприятий на данном этапе является одной из наиболее важных форм
просветительско-пропагандистского характера.
Однако, помимо наличия специалистов, она требует введения еще одной формы работы. Речь
идет об организации полевых исследований (сборе фольклорно-этнографических материалов)
силами культработников. Это позволит накопить необходимый корпус данных, создать архивы,
фонотеки, составить целостное представление о сути, функциях, местной специфике
культурной традиции.
Этому, в свою очередь, должно предшествовать появление новых организационных форм
(структур) в системе культуры: организация в районных центрах фольклорно-этнографических
методических центров или кабинетов, выделение специальных штатных единиц в отделах, ДК,
занимающихся вопросами изучения и использования традиционной культуры. В деле
просвещения, пропаганды традиционной культуры слабо и чаще бессистемно используются
возможности средств массовой информации. Циклы Радиопередач, Регулярные газетные
публикации, посвященные календарным праздникам, обрядам жизненного цикла,
ритуально-обрядовой символике, отдельным фольклорным произведениям, хранителям традиции,
мастерам, историческим событиям и т.д., не только пробуждают интерес к культуре своего
народа, но и делают его устойчивым и осмысленным.
Формами многоцелевого назначения, в т.ч. пропагандистско-просветительского, являются
семинары и научно-практические конференции и конечно же издательская деятельность.
Учебно-методические, популярные, научные издания способствуют широкому распространению не
только отдельных элементов культуры, но и знаний о них. Систематическое, целенаправленное
использование традиционной культуры в системе образования и КНР требует создания солидной
учебно-методической базы: разработка учебных и исследовательских программ, вопросников,
методических работ, учебных пособий; подготовка и переподготовка специалистов;
организация семинаров, научно- практических конференций и т.д.
Однако только при серьезной систематической работе мы можем решить проблему сохранения и
развития традиционной культуры.
Вернуться
к началу страницы
Вернуться
на начальную страницу узла "Русская
традиционная культура"
| |