|
С.В. Самовтор
ПРОГРАММА СТАТИСТИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ Е.Д.
ФЕЛИЦЫНА И ЕЕ РОЛЬ В ИЗУЧЕНИИ ТОПОНИМИКИ КУБАНИ
Необходимость изучения географических названий (топонимов) Кубани не
вызывает сомнения, т.к. в них заложена уникальная информация об истории, быте, языке и
культуре населения этого региона. Значительный след в изучении топонимии (т.е.
совокупности топонимов) Кубани оставил Е.Д. Фелицын, один из организаторов и наиболее
активных сотрудников Кубанского областного статистического комитета. Топонимические
сведения встречаются в его многочисленных работах, посвященных истории, археологии,
географии Кубани и Северо-Западного Кавказа. Но это тема отдельного исследования. В
данном же сообщении речь пойдет о "Программе статистико-этнографического описания
населенных мест Кубанской области", составленной Е.Д.Фелицыным в 1879 году и о ее
роли в топонимических исследованиях.
Подобные программы составлялись и ранее. Например, в феврале 1877 года была опубликована
и разослана во все уезды области "Программа для составления статистического описания
каждого уезда Кубанской области - отдельно". Уже в том же 1877 году уездные
начальники и приставы полицейских участков, на которых был возложен сбор сведений, стали
получать с мест первые ответы на вопросы программы. Сохранившиеся ответы являются ценным
источником для изучения истории, этнографии, топонимики того или иного населенного пункта
(ГАКК, ф.721, оп.1, д.122; ф.722, оп.1, дд. 166, 167 и др.). Почти сразу стали очевидны и
явные недостатки данной программы. Состоящая из шести обширных глав, включавших множество
подробных вопросов самого разного характера, программа была рассчитана на людей
достаточно образованных и была малопонятна для большинства станичных учителей,
фельдшеров, писарей, а то и просто мало-мальски грамотных казаков, являвшихся основными
информаторами.
"Программа..." Е.Д. Фелицына, наряду с прочими, включала и вопросы чисто
топонимического характера. Описание населенного пункта по Фелицыну начинается с раздела
"Общий характер и свойства местности" (Программа статистико-этнографического
описания населенных мест Кубанской области / сост. Е.Д. Фелицын. Екатеринодар, 1879.
С.5-6), где проводился географический обзор местоположения станицы и ее юрта, указывались
находящиеся в юрте горы (оронимия) и леса (дрионимия). В разделе "Воды"
необходимо было поименовать все водные объекты (гидронимия), находящиеся в окрестностях
станицы, включая реки, болота, источники, колодцы (Там же. С.10-11). В разделе
"История и археология" (Там же. С.12-13), Фелицын, сам прекрасный историк и
археолог, ставит ряд историко-топонимических вопросов. Например, следовало назвать все
курганы, городища, крепости, пещеры, рассказать об истории основания станицы, о племенах,
обитавших здесь прежде. Наконец, раздел "Земледелие и хлебопашество" (Там же.
С.27-28) был посвящен землевладению офицеров и частных лиц (посессивная топонимия),
церковного причта, а также хуторам и дополнительным юртовым участкам. Отдельные
топонимические вопросы ставились и в других разделах программы.
Следует заметить, что общественность Кубани активно включилась в составление
статистико-этнографических описаний населенных мест. С 1883 года Кубанский областной
статкомитет стал издавать "Кубанский сборник", уже в первом томе которого вышли
в свет статистико-этнографические работы Т. Стефанова (город Ейск), К.Н. Черного (Ейский
уезд), Ф.Ф. Арканникова (Николаевская Станица), П. Кириллова (Новоминская Станица), Д.
Шахова (Воронежская Станица), Липинского (Троицкая Станица). В издаваемом в Тифлисе
"Сборнике для описания местностей и племен Кавказа" были напечатаны работы
Е.Передельского (Станица Темижбекская. - Вып.3. 1883), П.Близнюкова (Станица Бесленевская
Кубанской области Майкопского уезда. - Вып.6. 1888). Во всех этих описаниях имеются
интересные топонимические сведения.
"Программа..." Е.Д. Фелицына не утратила своей актуальности и интереса для
исследователей и в наши дни. Ряд основопологающих ее моментов был использован для
методики полевых исследований научной школы известного кубанского этнографа Н.И.Бондаря.
В 1987 году проводилась I Кубанская интернациональная фольклорно-этнографическая
экспедиция (начальник экспедиции Н.И. Бондарь, научный руководитель проф. Р.Ф. Итс).
Материалы экспедиции были изданы отдельными брошюрами (Краснодар, 1990). В Станицах
Воронежской, Николаевской, Бесленеевской и Темижбекской, где работала экспедиция, в
вопросники полевых исследований включались вопросы фелицынской программы, что позволяло
сравнить полевые материалы с данными вышеназванных работ Ф. Арканникова, П. Близнюкова,
Е. Передельского и Д. Шахова, выявить динамику традиционных знаний населения за более чем
100-летний период. Старожилы-информаторы, подтвердив в основном сведения этих авторов,
несколько дополнили их. В станице Темижбекской фиксируется традиционное деление станицы
на "края" или "концы": Черноморовка, Зенин край (по фамилии жителей),
Пески, Старый мост (по особенностям местности), Лягушевка (там была балка с водой),
Голодаевка (неплодородная земля), Базарный край. Отмечены в окрестностях станицы Сапатый
курган (там хоронили больных сапом лошадей), Плакучие курганы (место, где прощались с
уходящими на службу казаками). Данные Близнюкова дополняются легендарными сведениями о
якобы живших здесь прежде "турках" и их вожаке Беслане, почему-де Станица и
названа Бесленевской. В станице Николаевской отмечена трансформация названия горы
Недреманной в гору Дреманку. Любопытно толкование этого факта: гора так была названа, по
мнению старожилов, как отошедшая к Ставрополью, т.е. из военного ведомства в гражданское,
- здесь гора утрачивает функцию казачьего поста. Информаторы станицы Воронежской в
дополнение к сведениям Шахова сообщают названия "краев" станицы: Торваловка,
Базарный и Кубанский. Однако никто не назвал Яр Перилы, хорошо известный сто лет назад.
Таким образом, совершенно очевидно, что указанная "Программа..." является не
только памятником научной мысли прошлого столетия, но может и ныне сослужить немалую
службу делу этнографического, исторического, топонимического изучения региона. Это
особенно важно помнить сейчас, в год 150-летия со дня рождения Е.Д. Фелицына.
Вернуться
к началу страницы
Вернуться
на начальную страницу узла "Русская
традиционная культура"
| |