|
О.В. Орлова
КУЛЬТУРА КАЗАЧЕСТВА КАК СИНТЕЗ ТРЕХ КУЛЬТУР:
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С
УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ НАРОДНОГО
ТВОРЧЕСТВА
Так называется программа, в которую входит планирование занятий для
двух групп детского сада (старшей и подготовительной); трех классов начальной школы (по
художественному труду и изобразительному искусству) и уроков изобразительного искусства в
5-х, 6-х и 7-х классах.
Это облегчает переход на новую программу, так как последовательность и тематика всех
уроков и занятий продумана на срок 8 учебных лет. В то же время три цикла могут быть
самостоятельными. Дети, получившие определенные знания и навыки в детском саду,
закрепляют и углубляют их в начальной школе, а попав в классы среднего звена, могут
свободно пользоваться традиционными и нетрадиционными приемами изобразительного
искусства. На практике чаще получается так, что дети из одной группы детского сада
попадают к разным учителям и, уже получив определенные навыки, теряют их, если учителя
начальных классов не закрепляют и не совершенствует эти навыки на уроках изобразительного
искусства и художественного труда.
Предлагаемая программа рассчитана на учеников 6-го класса. В I-ой четверти дети
знакомятся с русским художественным творчеством, во II-ой - украинским, в III-ей - с
культурой народов Северного Кавказа, в IV-ой - с культурой казачества.
Примерный тематический план
I четверть
Художественная культура России.
-
Тайна вологодской велюшки. (История кружевоплетения в России).
-
Русское золотое шитье. (Зарисовка узоров для вышивки).
-
Зарисовка русских народных костюмов XVII-XIX веков. Знакомство с творчеством И. Сурикова.
-
Знакомство с творчеством Андрея Рябушкина. Эскизы акварелью.
-
Осенний пейзаж. Значение пейзажа в исторической и бытовой картине. Знакомство с
творчеством Корина-Нестерова.
-
Композиция "Россияне". Знакомство с творчеством Сергея Иванова.
-
Русская лаковая миниатюра. Палех, Федоскино, Холуй, Мстера.
-
Эскиз росписи шкатулки. Знакомство с творчеством Н. Зиновьева.
II четверть
Художественная культура Украины.
-
Знакомство с творчеством Т.Г. Шевченко - художника и поэта. Иллюстрация к стихам о
детстве "Биленька Хаточка".
-
Эскиз рушника в память о Т.Г. Шевченко. (Особенности полтавских и днепровских рушников).
-
Зарисовка узора для вышивки крестом. Знакомство с Оленой Пчилкой.
-
Леся Украинка. (Девушка в украинском народном костюме).
-
Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством".
III четверть
Культура народов Северного Кавказа.
-
Зарисовка адыгейского мужского костюма.
-
Зарисовка девичьего костюма.
-
Из цветной или бархатной бумаги эскиз изделия из кожи или меха-одеяла или подушки.
Способы вырезания с 1 и 2 осями симметрии схожи с вытынанками, которые мы изучали в 5-ом
классе.
-
Эскиз сумочки, украшенной золотым шитьем. Сходство и различие золотого шитья у адыгов и
славян.
-
Графика. (офорт, ксилогарфия, эстамп, линогравюра).
-
Наброски композиции линогравюры "Адыги". Знакомство с творчеством Ката Теучежа.
-
Граттаж. Процарапывание по картону, покрытому тушью. Композиция "Адыги".
-
Силуэт. Портрет соседа.
IV четверть
Культура казачества как синтез трех культур
-
Эскиз тарелки в стиле древнегреческих росписей "Фанагор".
-
Эскиз линогравюры "Люблю тебя, мой край родной".
-
Наброски композиции "Казаки в степи". Сравнение 2-х картин: И.Е. Репина
"Казак в степи" и С.И. Васильковского "Казачий пикет".
-
Эскиз витража "Кубань". Изображение людей любой национальности, заселяющих
Кубань.
-
Зарисовка героев мультфильма "Как Казаки на свадьбе гуляли".
-
Создание образа казака или казачка для мультфильма "Казаки и Казачата.
-
Герб города Белореченска. Создание герба своей семьи.
В течение всего года дети знакомятся и с музыкальной культурой народов, населяющих
Кубань. В первой четверти при знакомстве с культурой России мы прослушиваем пластинку,
записанную ансамблем народных инструментов под руководством Анатолия Шипитько. Во второй
и четвертой четвертях звучат песни, записанные Кубанским народным хором под руководством
Виктора Захарченко. В третьей четверти на уроках изобразительного искусства звучат песни
и мелодии танцев адыгов.
Изобразительное искусство - это триединое целое: слово, музыка, цвет. В совокупности их
воздействие усиливается.
Вернуться
к началу страницы
Вернуться
на начальную страницу узла "Русская
традиционная культура"
| |