|
М.Е. Галецкий
ФЕСТИВАЛЬ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФОРМА ПРОПАГАНДЫ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
В казачьей культуре песня является важнейшим объектом пропаганды.
Народные песни передаются из поколения в поколение. Они были нужны народу и будут всегда
нужны ему, и потому они получили и получают широкую поддержку. Но всегда ли мы имеем
возможность радоваться этому явлению. Обратите внимание на ритм и смысл современных песен
и танцевальных пьес. Они суррогатом вторгаются в души молодого поколения, не давая
насладиться мелодией, словами, а лишь удовлетворяют потребности тела в физической
нагрузке. На этом фоне казачья песня, как и всякая народная песня, является фундаментом
для воспитания вкуса. Если сегодня не пропагандировать ее среди молодежи, завтра уже
зрелый мозг не сможет воспринимать красивую и мелодичную музыку. Это не значит, что
только песня может быть источником воспитания национального самосознания народа. Все, что
входит в понятие культуры, может и должно быть использовано. Объектами пропаганды могут
быть народные обряды, ремесла и т.д.
Важнейшим фактором пропаганды народной культуры является, на мой взгляд,
социально-экономическая обстановка. Сегодня уже не трудно понять, что народная культура
требует не только внимания, но и значительных капиталовложений с тем, чтобы вновь
вернуться бесспорно, трансформируясь в привычную для себя среду обитания. Каково же может
быть влияние социально-экономического положения семьи на познание ею народной культуры?
Абсурдно утверждать, что тот, кто имеет достаточные материальные возможности, слушает
только народную музыку или даже начинает испытывать к ней тягу. Однако нельзя не
согласиться с тем, что при благоприятной экономической обстановке в значительно большем
количестве семей возрастает возможность слышать и видеть народное искусство хотя бы с
помощью видео и аудио аппаратуры. Но даже обычные радиоприемники сегодня для многих стали
роскошью. В этой связи проведение фестивалей казачьей культуры как одной из общедоступных
форм пропаганды (заметим, что вход на концерты, выставки в рамках фестиваля бесплатный)
является, на мой взгляд, необходимым шагом к решению проблемы возврата народной культуры
людям. Широкое участие в фестивалях как зрителей, так и исполнителей художественной
самодеятельности вызывает чувство уверенности и гордости за народ, донесший до этих дней
красоту звучания песен.
В республике, к сожалению, нет четкой программы развития и пропаганды культуры славянских
народов и, тем более, казачьей культуры. Это связано не просто с нежеланием тех или иных
чиновников, а с отсутствием финансовой подпитки подобного рода программ. В этих условиях
прекрасным и эффективным средством пропаганды могло бы стать внедрение в станичных школах
основ народной культуры, что не потребовало бы каких-то особых затрат. На территории
республики подобный опыт уже есть.
Оргкомитет возлагает большие надежды на то, что в дальнейшем в рамках фестиваля один день
будет посвящаться выступлению детских творческих коллективов. В будущем запланировано
проведение дискотеки для молодежи, на которой будут звучать казачьи песни в современной
обработке. При благоприятных финансовых условиях возможно проведение демонстрации моделей
одежды, в которой преобладает национальный колорит.
Ежегодное участие не менее трех десятков коллективов в фестивалях казачьей культуры - это
ли не прекрасная возможность пропаганды казачьей песни. Телевизионный сюжет о фестивале
смотрели жители не только Адыгеи, но и Краснодарского края. О нем делали репортажи
радиожурналисты. Пропагандистское богатство несет и сам факт выступления коллективов
художественной самодеятельности в Станицах района. Порой они превращались в настоящие
праздники народной казачьей культуры.
К сожалению, пропаганда народной культуры - удел энтузиастов и альтруистов, но с помощью
этого достаточно эффективно проблему не решить.
Вернуться
к началу страницы
Вернуться
на начальную страницу узла "Русская
традиционная культура"
| |