|
Узоры калужской народной вышивки собраны художником Тарусской артели вышивальщиц М.Н.
Гумилевской и научным сотрудником НИИХП 3.Д. Кашкаровой. Автор текста
В.Я. Яковлева
Красочные таблицы выполнены художниками НИИХП Е.П.Пятницкой и М.Н.
Гумилевской Обложка художника В.М. Антипова
реди вышивок различных русских областей народная калужская вышивка отличается особой
декоративностью и выразительностью. Яркая и красочная, она богата изобразительными
мотивами, переданными своеобразным приемом вышивания - "цветной перевитью". На
насыщенном красном фоне этой строчевой вышивки
( Строченая вышивка исполняется на сетке, образованной путем выдергивания из ткани
поперечных и продольных нитей. В цветной перевити сетка, являющаяся фоном для вышитых
фигур, густо перевивается цветными нитками)
четко выделяются белые фигуры людей, коней, птиц, узоры растительного и геометрического
характера. Отдельные вкрапления синего, желтого, иногда зеленого цвета, оживляя фигуры и
вплетаясь в фон, усиливают общую красочность вышивки (табл. 1, 2).
Большинство из дошедших до нас калужских вышивок выполнено в основном в середине и конце
XIX века. Однако вышивка бытовала у крестьян отдельных районов Калужской области еще
довольно долго. Ее можно было видеть на народном костюме жителей некоторых деревень
Калужского и Перемышльского районов в 20-х годах нашего столетия. В настоящее время
старинные калужские вышивки хранятся в музейных собраниях, а также у некоторых местных
жителей. Богатая коллекция копий-зашивок с народных узоров имеется в фонде Тарусской
артели вышивальщиц, возникшей в 1924 году. Мастерицы этой артели, творчески используя
характерные особенности старинной калужской вышивки, создают изделия, украшающие наш быт
и одежду.
Большинство показанных в настоящем альбоме узоров калужской вышивки
является деталями богатого оформления старинных холщевых передников и полотенец.
Передники, называемые здесь "занавесками", дополняли собой местную одежду,
состоящую из белой рубахи с рукавами, покрытыми ткаными узорами, паневы или сарафана
косоклинного покроя
(рис. 1). Праздничные нарядные передники украшались вышивкой с ткачеством, цветными лентами,
кумачом, иногда ситцем с мелким желтым или белым рисунком по красному полю и
заканчивались цветным кружевом или бахромой (табл. 1).
Узорные полосы разного рисунка, красиво сменяя друг друга, покрывали
передник от верха до низа (он шился с плечиками).
В верхней части передника главным украшением были тканые узоры либо розовые тонкие линии,
пропущенные по белому холсту в виде многих параллельных полосок либо рельефные тканые
узоры насыщенного красного цвета. Такие полосы часто чередовались с полосами закладного
тканья, между ними порой протягивались тонкие линии зеленого и синего цвета.
Декоративные полотенца "рушники", служившие дарами невесты
родне жениха на свадьбе и главным украшением избы по большим праздникам, имели те же
вышитые узоры, что и передники
(рис. 2).
Судя по тем наименованиям, которые даны большинству изображаемых в
калужской вышивке мотивов, можно предположить, что орнаментальные формы связывались"
мастерицами с реальными явлениями жизни. Отсюда такие названия, как "кавалеры"
или "солдатики" для ряда мужских фигур и "куколка" для изображения
женщины (табл. 3). Мастерица-вышивальщица, создавая узоры вышивки, давала им свои меткие
названия. Так вазон причудливой формы она называла "банкой", стилизованную
растительную ветку с ягодками - "виноградом" (табл. 4), розетку с узорными
очертаниями - "кудрями" (табл. 3). Различные птицы именовались уточками,
петухами, а самые нарядные, с пышным хвостом-"павами" (табл. 6).
Изображение женской фигуры имеет в калужской вышивке свою характерную особенность. Руки
женщины согнуты к бокам. Фигура женщины свободно располагается возле других мотивов или
повторяется, образуя ряд.
Однако встречается немало узоров, построенных по старой традиционной
схеме, веками бытовавшей в русской, главным образом, в северной вышивке, где женские
фигуры часто были центром всего сюжета. К ним были обращены стоящие по бокам фигуры
всадников и птиц.
В калужских вышивках нередко встречаются довольно фантастические,
вольные изображения живых существ: птиц на четырех ногах (табл. 1), птиц, крылья которых
изображены отдельно от тела (табл. 8), коней с очень короткими ногами.
Для ряда калужских вышивок характерен оригинальный прием: красный фон
обогащается пестрыми диагональными линиями. Это введение в фон ритмической смены ярких
линий сообщает узорам особую декоративность (табл. 11, 12).
Неизменно удачны в калужской вышивке все узоры геометрического
характера, созданные часто на основе сочетания вышитых мотивов и фона, который читается
как узор. Таков узор из белого гребенчатого ромба, с которым сплетаются, входя в его
очертания, ромб красного цвета (табл. 13) и узор под названием "кудри" с
промежуточной фигурой из косого креста (табл. 14).
Народная вышивка Калужской области выполнялась на крестьянском холсте
льняными и бумажными нитками, изредка шерстью.
Помимо узоров цветной перевитью, в Калужской области встречались вышивки одной белой
строчкой (табл. 15), а также узоры с мотивами, обведенными на белой строчке цветным
настилом или тонкой линией цветной перевити.
В изделиях, созданных артелью, сохранены характерные черты калужских
народных вышивок: их красочность, сочетание разнообразных узоров между собой и с цветным
материалом, богатство общего вида (
рис. 3,
рис. 4).
Большое значение для развития артели имеет многолетняя работа, проводимая художницей
артели М. Н. Гумилевской, - автора почти всех современных произведений с калужской
вышивкой (табл. 16-18).
Рис. 4. ДИВАННАЯ ПОДУШКА.
Вышивка цветной перевитью Художник М. Н. Гумилевская. Тарусская артель
вышивальщиц. 1957 год
М. Н. Гумилевская образно отражает в своих произведениях богатую
природу Тарусы: усыпанные белым цветом весенние сады, ромашки и клевер, цветущие на
заливных приокских лугах. Она создает также все новые и новые варианты узоров с творчески
переработанными народными геометрическими изобразительными мотивами.
Изделия Тарусской артели вышивальщиц, развивающей традиции калужской
народной вышивки, постоянно демонстрируются на отечественных и международных выставках.
Вышивка этих изделий радует глаз своей насыщенной красочной гаммой, пышностью и
богатством орнаментации.
Красочные таблицы
Перечень таблиц альбома
Для просмотра рисунков в увеличенном размере щелкните левой кнопкой мыши по соответствующему рисунку.
Таблица 1. Передник. Вышивка по холсту шерстью и бумагой. Ленты, бахрома. Техника-
цветная перевить. Калужский уезд, XIX век. Музей народного искусства. Москва.
|
Таблица 2. Полотенце. Вышивка по холсту шерстью и бумагой. Кумач, ленты, узорное браное
ткачество. Техника - цветная перевить. Калужский уезд, XIX век. Музей народного
искусства. Москва.
|
Таблица 3. Рис. 1. Полотенце. Вышивка по холсту бумагой и шерстью. Техника-цветная
перевить. Калужский уезд, XIX век. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.
|
Таблица 3. Рис. 2. Узор на переднике. Вышивка по холсту бумагой. Техника - цветная
перевить. Тарусский уезд, XIX век. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.
|
Таблица 4. Рис. 1. Полотенце. Вышивка по холсту бумагой. Техника - цветная перевить.
Тарусский уезд, XIX век. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.
|
Таблица 4. Рис. 2. Передник. Вышивка по холсту бумагой. Техника цветная перевить и
настил. Тарусский уезд, XIX век. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.
|
Таблица 5. Полотенца. Рис. 1. Вышивка по холсту бумагой. Лента. Техника - цветная
перевить и роспись. Калужский уезд, XIX век. Музей народного искусства. Москва.
|
Таблица 5. Рис. 2. Вышивка по холсту бумагой и шерстью. Техника-цветная перевить и
роспись. Тарусский уезд, XIX век. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.
|
Таблица 6. Полотенца. Рис. 1. Вышивка по холсту бумагой и шерстью. Техника-цветная
перевить. Перемышльский уезд, XIX век. Фонд Тарусской. артели вышивальщиц.
|
Таблица 6. Рис. 2. Вышивка по холсту бумагой и шерстью. Кумач. Техника - цветная
перевить. Тарусский уезд. XIX век. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.
|
Таблица 7. Узор с полотенца. Вышивка по холсту бумагой и шерстью. Техника - цветная
перевить и настил. Тарусский уезд, начало XX века. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.
|
Таблица 7. Узор с полотенца. Вышивка по холсту бумагой и шерстью. Техника - цветная
перевить и настил. Тарусский уезд, начало XX века. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.
|
Таблица 8. Полотенце. Рис. 1. Вышивка по холсту бумагой и шерстью. Техника - цветная
перевить.
|
Таблица 8. Полотенце. Рис. 2. Вышивка по холсту бумагой и шерстью. Кумач. Техника-
цветная перевить и настил. Калужский и Перемышльский уезды, начало XX века. Краеведческий
музей. Калуга.
|
Таблица 9. Полотенце. Рис. 1. Вышивка по холсту бумагой. Техника-цветная перевить.
Калужский уезд, XIX век. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.
|
Таблица 9. Полотенце. Рис. 2. Вышивка по холсту бумагой. Техника-цветная перевить и
настил. Тарусокий уезд, XIX век. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.
|
Таблица 10. Полотенце. Вышивка по холсту бумагой. Техника - цветная перевить и настил
Роспись. Тарусский уезд, XIX век. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.
|
Таблица 11. Полотенце. Вышивка по холсту бумагой и шерстью. Узорное ткачество. Техника
цветная перевить. Калужский уезд, XIX век. Музей народного искусства. Москва.
|
Таблица 12. Полотенце. Рис. 1. Вышивка по холсту бумагой и шерстью. Техника-цвети
перевить, XIX век.
|
Таблица 12. Полотенце. Рис. 2. Вышивка по холсту бумагой и шерстью. Техника - цветная
перевить настил, цветная обводка. XIX век. Музей народного искусства. Москва.
|
Таблица 13. Полотенце. Вышивка по холсту бумагой и шерстью. Кумач. Техника-цвети
перевить. Перемышльский уезд, XIX век. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.
|
Таблица 14. Полотенце. Вышивка по холсту бумагой и шерстью. Техника - цветная перевить
Тарусский уезд. XIX век. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.
|
Таблица 15. Полотенце. Вышивка по холсту бумагой. Кумач. Техника-строчка, роспись,
мережка. XIX век. Музей народного искусства. Москва.
|
Таблица 16. Декоративная подушка. Вышивка по полотну мерсеризованными нитками. Техника -
цветная перевить, обметочный шов. Художник М. Н. Гумилевская. Тарусская артель вышивал
щиц. 1954 год. Музей народного искусства. Москва.
|
Таблица 17. Скатерть. Вышивка по штапельному полотну мерсеризованными нитками.
Техника-цветная перевить. Художник М. Н. Гумилевская. Тарусская артель вышивальщиц. 1954
г. Музей народного искусства Москва.
|
Таблица 18. Скатерть. Вышивка по штапельному полотну мерсеризованными нитками. Техн ка -
цветная перевить. Художник М. Н. Гумилевская. Тарусская артель вышивальщиц. 1954 г. Музей
народного искусства. Москва.
|
Научно-исследовательский институт
художественной промышленности Роспромсовета
Л 50629 Сдано в набор 5/VII 1958 г. Подписано в печать 13/ХII 1958 г. Формат 84х108/16
Объем 2,0 п.л.; 2.5 уч.-изд. л. Тираж 3000 экз. Издат. № 1664 Заказ 67
Типография № 3 Госстройиздата, Москва, пр. Куйбышева, 6/2
| |