Начальная страница.

Молитва о спасении Державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений

Книги по соответствующей тематике

Что почитать-полистать

Всем, кто любит песню. Народную, имеется в виду

Специально для любителей популярного жанра

Фольклорные ансамбли - преемники традиций

Как связаться с профильными организациями

Авторские публикации

Народный русский именослов

Казачьему роду - нет переводу

Люди, о которых надо сказать особо

Наиболее часто задаваемые вопросы

 
 

     



Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского


Ансамбль Дмитрия Покровского - уникальный певческий коллектив, созданный в 1973 г. в Москве при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР.

23 года руководил им Дмитрий Викторович Покровский (1944-1996), лауреат Государственной премии СССР, председатель Российской секции международной фольклорной организации ЮНЕСКО. Первый, и пока единственный в России, он сумел по-настоящему объединить подлинно научное изучение фольклора с профессиональным его исполнением, традиции народной музыки - с современной музыкальной культурой.

Все годы своего существования ансамбль-лаборатория под руководством Покровского занимался деятельностью, направленной на возрождение, сохранение и развитие национального фольклора, российской культуры; содействовал эстетическому воспитанию людей, всемерному распространению и популяризации произведений народного творчества, развитию международных культурных связей и пропаганде российской культуры на Западе. Ансамбль Покровского осуществлял сбор и систематизацию фольклорных материалов, разработку компьютерных программ; вел серьёзную экспедиционную и научно-исследовательскую работу. Именно сейчас, когда на первый план выдвинута задача вырабатывания национальной идеологии, развития фольклора в совершенно новых социальных условиях, - всё более возрастает роль такого рода деятельности.

В репертуаре Ансамбля Покровского более двух тысяч народных песен, наигрышей, танцев обрядов; собрана ценная коллекция подлинных народных костюмов и музыкальных инструментов - более 160 единиц хранения; создан большой архив с аудио, видео и нотными записями выдающихся народных исполнителей. Ансамблем накоплен уникальный теоретический и экспедиционный материал, приобретён богатый сценический опыт.

Собирание и изучение фольклора, освоение технологии народного пения; работа с серьёзными современными композиторами - А.Шнитке, Э.Артемьевым, С.Губайдулиной, В.Дашкевичем, В.Мартыновым, А.Батаговым, В.Гаврилиным, В.Артёмовым, В.Николаевым и др.; большой опыт сотрудничества с театрами - участие в постановках Ю.Любимова, С.Юрского, А.Васильева, К.Гинкаса, М.Левитина, Г.Черняховского, И.Райхельгауза, Н.Шейко, Л.Додина, А.Смирнова, А.Пономарёва; озвучание более тридцати фильмов, мультфильмов и съёмки у Н.Михалкова, Э.Климова, Д.Асановой, М.Швейцера, С.Таланова, И.Поволоцкой плюс научно-исследовательская деятельность - вот основной круг интересов этого не имеющего аналогов ансамбля.

Ансамбль Дмитрия Покровского стал одним из самых серьёзных вкладов России в музыкальную культуру второй половины ХХ века.

Музыка, которую поёт Ансамбль Покровского, очень различна: песни разных традиций и стилей русской деревни - Архангельской, Белгородской, Вологодской, Калужской, Курской, Псковской, Смоленской областей, донских, кубанских, некрасовских казаков и др.; духовная музыка - церковная православная, староверческая, песнопения духоборов и молокан; есть программы, посвящённые календарным крестьянским праздникам, свадебному обряду, русскому традиционному театру, народной драме и т.д. В репертуаре также произведения классических композиторов - М.Мусоргского, И.Стравинского, Д.Шостаковича, Р.Щедрина. Премьера "Свадебки" И.Ф.Стравинского в 1994 году в Нью-Йорке в зале Бруклинской Академии Музыки в исполнении ансамбля стала подлинной сенсацией в музыкальном мире. Нетрадиционная вокальная и сценическая интерпретация сложнейшего новаторского сочинения была подкреплена большим научным открытием, касающимся фольклорных корней этой авангардистской музыки начала века, заставила по-новому взглянуть на всё творчество Стравинского.
В арсенале ансамбля Покровского шесть дисков, выпущенных в СССР, США и Европе. Ансамбль с неизменным успехом гастролировал как в своей стране, так и за рубежом - в США, Австралии, Японии, Канаде, Германии, Англии, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Венгрии, Финляндии, Болгарии; достойно представлял Россию на крупных международных фестивалях - "Документа - 9", "Создаём музыку вместе", "Вомад", на Всемирном экологическом форуме и т.д.. Так, только в США ансамбль дал около 500 концертов разной направленности. Это и получившие широкий общественный резонанс концерты в лучших залах страны, и благотворительные акции, среди которых выступления в Белом доме и Национальной Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, концерт в Лос-Анжелесе для Далай-ламы, концерт в честь открытия воздушного моста между Чукоткой и Аляской, концерт в Великом каньоне в рамках международного экологического движения и т.д.; и совместные российско-американские рождественские представления в Нью-Йорке, Вашингтоне, Техасе, Бостоне, Сан-Франциско. Ансамбль Покровского принимал участие также в американских образовательных программах в штатах Пенсильвания, Коннектикут, Аляска, Калифорния, Колорадо и др. Знакомя американских школьников с русской культурой, ансамбль служил делу сближения и взаимопонимания народов двух стран; представив западному зрителю русскую традиционную музыку, сделал её достоянием мировой музыкальной культуры.

Ансамбль курировал музыкальную часть Детской программы Национального Центра Традиционной Культуры, президентом которого также являлся Дмитрий Покровский, осуществляя помощь детским коллективам в создании программ и спектаклей, посвящённых календарным праздникам и народному театру.

Часто бывая в экспедициях по разным областям России, ансамбль поддерживал постоянную связь с народными исполнителями, оказывал моральную и материальную помощь выдающимся народным музыкантам и коллективам, выплачивал им специальные пенсии и единовременные пособия.
Дмитрию Покровскому был чужд узкий национализм, он придерживался идеи взаимосвязанности и взаимопроникновения народных культур. Ансамбль под его руководством обращался к украинскому, белорусскому, грузинскому, литовскому, английскому и американскому фольклору.

Подтверждая тезис Д.Покровского о том, что фольклор - это живое творчество народа, а не музейный экспонат, ансамбль неоднократно выступал в совместных концертах-импровизациях с джазовыми и рок-музыкантами - А.Козловым, В.Ганелиным, В.Резицким, В.Горским, А.Айги, А.Градским, В.Пономарёвой.

Плодотворно применяя принципы и технологию народного пения в современной музыке, Ансамбль Покровского работал над произведениями современных западных композиторов - Винко Глобокара, Мортона Фелдмана, Джона Эпплтона, Стива Райха и др., сотрудничал с Полом Уинтером и Питером Гэбриелом, тем самым впервые осуществив органичный синтез традиционной и авторской музыки. Большой интерес у слушателей вызвало сочинение В.Мартынова “Ночь в Галиции” на стихи Велимира Хлебникова, написанное специально для Ансамбля Покровского и Академии старинной музыки п/у Т. Гринденко.

После смерти своего руководителя Ансамбль Дмитрия Покровского продолжает активно работать, воплощая в жизнь его идеи. Коллектив побывал на гастролях в Германии и США, с успехом выступив в Карнеги-холл; в рамках программы Академии музыки “Новое передвижничество” провёл концерты в Перми, Ставрополе, Краснодаре, Москве, совместно с Ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского показал “Свадебку” И.Стравинского в Тольятти и Казани. В Москве Ансамбль Покровского выступал в зале им.Чайковского, Рахманиновском зале, Союзе композиторов, Библиотеке иностранной литературы, Доме Журналиста, Доме Учёных, Доме Архитектора, Московском Союзе Музыкантов, Политехническом музее, Театре на Таганке, театре “Эрмитаж”, на праздниках газет “Московский комсомолец” и “Вечерняя Москва”; в рамках празднования 850-тилетия Москвы участвовал в представлении А.Кончаловского “Наша древняя столица” на Красной площади; принимал участие в церемонии вручения премии “Чайка”, в “Симфо-шоу” в Малом театре, в праздновании 100-летия МХАТа; на фестивалях “Альтернатива” и “Московская осень” показал новые произведения современных московских композиторов - В.Мартынова, В.Николаева, И.Юсуповой, Т.Михеевой. Ансамбль Покровского продолжает сотрудничать с театрами (им. Моссовета- “Не было гроша, да вдруг алтын”, реж. С. Юрский; “ La Comedie- Francaise”- “Месяц в деревне”, реж. А.Смирнов; Академический молодёжный театр -“Победа над солнцем”. реж. А.Пономарёв; МХАТ - “Кадриль”, реж. Н.Скорик, Театр на Таганке - “Марат-Сад”, реж. Ю.Любимов; МТЮЗ+ Авиньонский фестиваль - “Татьяна Репина”, реж. В.Фокин), радио ( “Эхо Москвы”, “Христианское радио”, “Радио России”,”Радио-1”), телевидением (каналы ТВ-6, культура), кино ( “Му-му”, реж.Ю.Грымов). Не прекращается и экспедиционная работа: артисты побывали на Западной Украине, в Вологодской, Архангельской, Пензенской и Орловской областях; планируются поездки на Белое море и Урал. Сейчас в Ансамбле можно увидеть артистов, многие годы проработавших с Дмитрием Покровским - М. Нефёдову, О. Юкечеву, Д. Фокина, М. Корзина, И.Шишкину, М. Черкашину, С. Дорохову, С. Сорокину, - и артисты, пришедшие в Ансамбль Покровского уже в последнее время - Е.Харламов, А.Самсонов и др.

Дискография:


Информация для контактов:

Телефон: +7(495)291-6520
Электронная почта  ensemble30@mail.ru



     
Hosted by uCoz